Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Страшно подумать, что будет» — жители Крыма в ожидании референдума

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исход референдума о статусе полуострова Крым уже ни у кого не вызывает сомнений. Москва, Киев и Запад уже определились со своей позицией относительно итогов воскресного голосования. Главным вопросом для простых жителей полуострова является «что будет дальше?» Для того, чтобы узнать о настроениях крымчан перед референдумом, специальный корреспондент RFI отправился в Ялту.

На набережной Ялты возле памятника Ленину и напротив ресторана Макдональдс проходит митинг в поддержку «воссоединения Крыма с Россией». Со сцены актёр Александр Михайлов, известный всем родившимся в Советском Союзе по кинолентам «Любовь и голуби», «Мужики», а в последнее время ставший активным участником «Русских маршей», призывает ялтинцев проголосовать на референдуме за вступление в состав России. Безопасность охраняют казаки, жители города с георгиевскими ленточками подхватывают вслед за московским артистом слова известных военных песен.

Школьницы Валя и Соня рассказывают, что в Ялте всё спокойно, мирно и хорошо:

— Пока что всё спокойно, мирно и хорошо. Мы будем даже очень рады, если никого не будет летом. Мы сможем ходить на пляжи, цены будут ниже, мы сможем купаться в нашем чистом море. Всё будет здорово. И главное — не будет злобных «бандеровцев», которые будут бить и ругаться. Я даже удивляюсь, почему люди крымские, выросшие на русской земле, у них такие взгляды. И те люди, которые поехали в Киев учиться. Они поменяли кардинально свою позицию. Они говорят: мы стоим на Майдане за вашу свободу на баррикадах, а вы тут отсиживаетесь и ничего не делаете. Будут жить у себя на «Западенщине».

Мы сначала мечтали учиться в Киеве, а потом посмотрели, что там творится и теперь решили учиться в Севастополе, или где-нибудь ещё, где люди добродушные».

 

В поисках «злобных бандеровцев», о которых рассказывали девушки, и из-за которых они не хотят теперь учиться в Киеве, отправляемся на другой конец набережной — там проходит митинг сторонников единой Украины.

В считаные минуты мирная акция местных активистов Евромайдана, а также простых жителей города, поддерживающих целостность Украины, была прервана подбежавшими с соседнего митинга казаками, байкерами и просто крепкими парнями в спортивных костюмах. Патриоты Крыма быстро повыхватывали украинские флаги у «западных наймитов» и оттеснили протестующих с центра площади.

Надежда Серова пришла на митинг с пятилетним внуком. Прикрывая ребёнка от пустившихся в атаку молодчиков, она подбадривает растерявшихся девушек с украинским флагом.

 

— Вы не боитесь с ребёном?

— Нет, я не боюсь ничего. Я свободный человек в своей стране.

— (Выкрик из толпы) Бойтесь, бойтесь! Севастополь, Крым, Россия!

— Да иди ты к себе в Россию! Я хочу, чтобы у меня, у моих внуков была свободная страна. Где можно говорить, что хочешь, и чтобы на меня не шли с оружием. Я родилась здесь. Моему отцу дали участок как инвалиду Великой отечественной войны. Когда мы бок о бок шли против фашистов с Россией. А теперь получается, что Россия нас невзначай исподтишка блокирует, гадости делают.

 

— Вы думаете, после референдума сможете остаться в городе?

— Даже не собираюсь уходить никуда. Я у себя дома на своей земле. Кто меня выгонит? Фашист Путин? Что он обещания тут даёт — своих пусть накормит!»

 

В отличие от Надежды, не все жители чувствуют себя «как дома» на полуострове. Не собирается оставаться после референдума в Ялте молодая мама Анастасия. Несмотря на свои русские корни, снова оказаться в России Анастасия не хочет: «Я родилась в Ялте и живу здесь уже 30 лет. Я сама русская и все мои родственники в России. В Украине у меня родственников нет. В России я всё объездила вплоть до Сибири. Если бы я хотела, то я бы там жила. Крым я считаю Украиной.

 

— Как, вы считаете, будет развиваться ситуация после референдума?

— Не знаю, но страшно, что будет. Думаю, будут конфликты. Хорошего не будет точно. Моя знакомая, ей 73 года, она за Россию, но она против того, что это всё форсированно происходит. И на днях она сказала: у меня мою родину уже забрали, СССР, сейчас у меня забирают Украину. Я не знаю, где меня похоронят — в какой стране.

Люди здесь в Ялте все зомбированные. Все рассказывают, как хорошо будет в России. Я, как экономист, прекрасно понимаю — что бы ни обещали, переход будет болезненным. На несколько лет очень много людей останутся без работы, без соцвыплат, и как это всё будет? Мне страшно.

Есть некоторые, которые могут посреди улицы, услышав, что мы за Украину, заорать: «ты бандеровка, западенка, езжай к себе во Львов!». Хотя я ко Львову не имею никакого отношения. И украинский язык я понимаю, но говорить не могу. В принципе, если меня выгонят в Украину, то выучу и буду разговаривать.

 

— Вы в семье уже обсуждали ваши дальнейшие планы после референдума?

— Планы переехать. Хотя, это легко сказать. Но здесь свой дом, где всё с уютом сделано, и всё это оставлять, продавать. Я не думала, что меня в такую ситуацию загонит братский мой народ, Россия».

 

Больше всех последствий референдума опасаются политические активисты и национальные меньшинства. Рутиной последних дней стали новости о похищениях активистов крымского Евромайдана. Однако вынужденная эмиграция может затронуть и простых жителей, чья жизнь сильно изменится после присоединения Крыма к России.

Сокращения кадров ожидают преподаватели украинского языка и истории. Без работы в самое ближайшее время могут остаться украинские военные, чьи базы ежедневно атакуют активисты «Самообороны» и так называемые «зелёные человечки».

О том, кто в ближайшее время будет вынужден покинуть Крым, мы поинтересовались у эксперта из «Центра гражданского просвещения «Альменда» Ольги Скрипник:

— Сейчас уже есть часть беженцев. Я думаю, сейчас это будет несколько сотен в ближайшую неделю. Остальные беженцы начнут появляться, когда начнутся процедуры национализации, перерегистрации собственности и, конечно, перераспределения бизнеса. Предприниматели будут вынуждены спасать свои жизни, потому что здесь будет именно криминальный передел собственности и бизнеса.

 

— В Крыму очень много украинских военных частей...

— Это небольшой процент населения. Потому что у нас, по крайней мере, на южном берегу Крыма, не так много. Я не могу сейчас называть чёткие цифры гарнизонов. Они здесь живут семьями, и их будут эвакуировать вместе с семьями. Российские войска, которые штурмовали наши части, они сказали, что дадут возможность украинским солдатам покинуть воинские части и вернуться в Украину.

Вторая часть — большая группа — это будут крымские татары, большая волна беженцев.

Третья — это всё, что связано с учёбой, студенчеством и высшим образованием. Студенты будут покидать Крым, в связи с тем, что у них здесь нет будущего. На сегодняшний день никто не может объяснить: какие дипломы они будут получать. Говорится о реорганизации и слиянии многих вузов Крыма. Следовательно, будет сокращение — многие вузы просто не наберут студентов и будут ликвидированы.

И ещё одна категория — лично ко мне уже обращаются, и я собираю базу этих людей — это преподаватели вузов. Особенно таких специализаций, как история Украины, юридические дисциплины, украинская филология, многие другие специальности. Они просто не смогут здесь работать, и они уже сейчас ищут, куда им переводиться».

 

Наряду с так называемыми силами «Самообороны» функции по обеспечению общественного порядка в Ялте взяли на себя местные байкеры. Андрей из байк-клуба Reborn уверен, что национальных проблем на полуострове нет. А если даже и есть иногда незначительные конфликты, то это всё издержки исторических событий, которые переживает полуостров.

— Случаи такого глобального изменения политики, такого передела государств, они происходят недостаточно часто. И слава богу, что недостаточно часто. Быть участником таких событий небезопасно, но интересно.

 

— Как вы думаете, будут какие-то сложности для нацменьшинств?

— Нет. Мы уверены, что нет. Среди наших друзей очень много людей других национальностей.

 

— Говорят, что многим этническим украинцам придётся отсюда уехать...

— Бред. Если они хотят отсюда уехать — пусть уезжают. Не хотят — пусть остаются. Я такого никогда не слышал, и знаете, это, наверное, и вопрос лишний. Прояснить его конечно нужно было, но среди нашей среды разговоров таких нет».

 

Митинг сторонникам единой Украины провести в этот день так и не удалось. Под крики «позор!» атлетического телосложения байкеры и разношёрстная публика в спортивных костюмах оккупировали небольшую площадку на ялтинской набережной и разогнали всех несогласных с лозунгом «Крым – Россия». А звезда советского экрана и русских националистов Александр Михайлов отправился по другим городам полуострова на борьбу с «фашизмом» и врагами Путина.