Кризис на соседней Украине из проблемы чисто геополитической, живо интересующей только «пикейных жилетов», быстро перерос в самую обсуждаемую в белорусском обществе тему. И это не удивительно, ведь события в этой стране напрямую затрагивают национальную безопасность Белоруссии.
Для того чтобы разобраться в логике происходящего на Украине и оценить реакцию России, нужно хотя бы вкратце восстановить последовательность событий.
Мирные протесты на киевском Майдане независимости, вызванные повальной коррумпированностью украинских политиков и экономическими проблемами, были использованы радикальными силами для дестабилизации положения в этой стране. В ночь с 21 на 22 февраля законная, хотя и скомпрометировавшая себя власть, была свергнута.
Депутаты Верховной рады вместо решения насущных проблем страны принялись за выяснение статуса русского языка. Вновь назначенные министры проявляли большую активность в социальных сетях, чем в реальной жизни. По любому вопросу люди, пришедшие к власти в Киеве, обращались за поддержкой к Западу.
На Украине начался хаос.
К сожалению, многие политики на Украине стали опираться на праворадикальные и даже неонацистские силы. В формировании нового правительства приняли участие последователи Бандеры - идеолога украинского фашизма. В частности, в программе «Всеукраинского объединения «Свобода», ставшего одной из опор новой власти, содержится прямой призыв к сносу исторических памятников, пересмотру истории, наделению бандеровцев льготами и правами ветеранов Второй мировой войны. Отдельный пункт программы - ликвидация автономного статуса Крыма и города Севастополь.
Учитывая, с какой скоростью Верховная рада стала принимать, мягко говоря, спорные документы, все эти пункты программы бандеровцев могли обрести вполне реальную правовую форму.
Реальной силой стал так называемый «Правый сектор» - объединение неонацистких радикальных группировок. Его частью является и печально известная организация «УНА-УНСО». Белорусы хорошо помнят, как представители именно этого экстремистского формирования пытались устроить погромы на улицах Минска еще в 1996 году. Сейчас в руки боевиков попали тысячи единиц оружия с милицейских и военных складов.
Незаконные вооруженные формирования стали выставлять свои посты на дорогах, останавливать проходящий транспорт. Как известно, от рук экстремистов пострадали и белорусские граждане. Так называемые «сотни самообороны Майдана» занялись преследованием политических противников. Нападениям подверглись и православные святыни, в том числе Киево-Печерская и Почаевская лавры. Раздавались угрозы в адрес населения Юга и Востока Украины. В частности, национал-радикалы пригрозили отправить в Крым, жители которого в большинстве не поддержали Майдан, «поезд дружбы», то есть по сути карательную экспедицию.
Разгулу насилия и грабежа никто не мог противостоять. Правоохранительные органы были деморализованы. Сейчас уже понятно, что бойцы «Беркута», до конца выполнявшие свой долг, защищали не столько Януковича, сколько порядок в стране. Однако они были сметены митинговой волной и преданы властью.
Не лучше обстоят дела и в армии. Украинские политики вынуждены признать, что Вооруженные Силы страны оказались полностью небоеспособны. Граждане Украины остались практически беззащитны.
Обстановка на Украине стала всерьез тревожить соседей. Россия как великая держава просто вынуждена была отреагировать. Реакция оказалась жесткой, но вряд ли чрезмерной. И здесь дело вовсе не в каких-то имперских комплексах, а в здравой и взвешенной оценке ситуации.
То, что вмешательство России было вполне целесообразно, подтверждается фактами. Именно после принятия Советом Федерации 1 марта 2014 года решения о возможности применения Вооруженных Сил на территории Украины, как-то приостановился снос памятников, попритихли разговоры о ликвидации Автономной Республики Крым, совсем не слышно о провокациях против православных святынь. Возможно, это просто стечение обстоятельств, но как раз 1 марта Александр Турчинов, которого депутаты Верховной Рады провозгласили «исполняющим обязанности президента Украины», наложил вето на решение парламента об отмене «Закона об основах языковой политики». В случае если бы он этого не сделал, на территории Украины русский язык был бы фактически запрещен.
Трудно даже представить, что бы сейчас творилось на Украине, особенно в ее южных и восточных регионах, если бы местное население не поднялось на свою защиту и не встретило поддержку у России.
Беларусь всегда выступала за уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран, в том числе и братской Украины. Однако власти любой страны должны быть способны обеспечивать этот суверенитет и территориальную целостность, гарантировать права и свободы своих граждан.
Нужно признать, что вмешательство западных стран в украинский кризис началось не сегодня и не вчера. Степень их вовлеченности в украинские дела такова, что впору говорить об установлении совместного протектората со стороны ЕС и США над этой восточноевропейской страной. Подобное развитие ситуации создает угрозу для стабильности во всем регионе.
Россия больше не могла не замечать того, что происходит, и была вынуждена вмешаться. Уверен, что решение о жестком реагировании на украинские события далось российскому руководству непросто. В Москве прекрасно отдают себе отчет во всех возможных последствиях. Однако бывают такие ситуации, когда слабость означает предательство, а нерешительность равносильна преступлению. В последние недели на Украине сложилась именно такая ситуация.
Украинский кризис еще далек от своего завершения. И он состоит далеко не только из одной крымской проблемы. Однако можно утверждать, что вмешательство России позволило избежать больших жертв, кровопролития и гражданской войны на Украине.
Насколько права была Москва во всех своих действиях - предмет для отдельного и обстоятельного анализа.
В любом случае выход из кризиса будет зависеть от решения самих жителей Украины. Задача друзей и союзников лишь помочь в его разрешении.