68,5% населения Турции считает, что вся структура власти страны насквозь пронизана коррупцией. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, организованного турецкой исследовательской компанией «Гезиджи».
По мнению 70% участников исследования, проведенная 17 декабря 2013 года операция «Крупная взятка» в действительности была направлена против коррумпированных должностных лиц. 69% респондентов считают, что высшее руководство страны регулярно вмешивается в судебную систему, а 31% не согласен с этим утверждением.
И, наконец, в ходе опроса граждан выяснилось, что на предстоящих 30 марта выборах в органы местного самоуправления 39% опрошенных предпочитают отдать свой голос правящей Партии справедливости и развития, 32% – оппозиционной Народно-республиканской Партии (НРП) и 18% – Партии националистического Действия (ПНД).
Надо сказать, что премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, несмотря на максимально агрессивную предвыборную кампанию, начинает демонстрировать неуверенность в результатах муниципальных выборов, которые по его собственной инициативе превращены в процедуру вотума доверия самому премьер-министру. По традиции в Турции, особенно во время муниципальных выборов, избиратель особо не обращает внимания на партийность кандидатов. Тут решающее значение имеют клановые предпочтения электората.
Одним словом, голосуют за своих, но без особой оглядки на политическую принадлежность. Однако нынешние муниципальные выборы превратились в праймериз, предваряющий президентские выборы, притом на общенациональном уровне. Эрдогану необходима не просто победа Партии справедливости и развития (ПСР) на предстоящих муниципальных выборах. Он нуждается в разгроме оппозиции, чтобы стать безальтернативным кандидатом в президенты прежде всего для своих, то есть для ПСР.
Но уверенности в этом с каждым днем становится все меньше и меньше. И как следствие риторика самого Эрдогана становится все более агрессивной, и его сторонники начинают допускать все более грубые ошибки.
Вопросы школьникам от Министерства образования Турции вызвали протест их родителей. Как передают турецкие средства массовой информации, сотрудники министерства, посетившие ряд школ Аданы, собрали школьников по отдельным залам и спросили: «Кого вы больше любите – Ататюрка или Эрдогана?», «В вашей школе выступают против Эрдогана?» Узнав об этом, родители поспешили в школу и пожаловались на нарушение закона, подчеркнув, что детей до 18 лет нельзя допрашивать без родителей. Сотрудники Министерства образования Турции не ответили на обвинения и уехали.
Эрдоган все больше ставит себя в один ряд с Ататюрком, чем вызывает сильное раздражение, кстати, не только противников, то есть кемалистов, но и последовательных сторонников, которые не питают особых симпатий к основателю Турецкой Республики. А все дело в том, что перед выборами в органы местного самоуправления в Адане рейтинг Партии справедливости и развития премьера Реджепа Тайипа Эрдогана уступает оппозиционным партиям – Националистического действия и Народно-республиканской. Все свои проблемы Эрдоган пытается свалить на внешних и внутренних врагов Турции, которые якобы объединились с парламентской оппозицией в лице НРП и ПНД. Все – и националисты, и кемалисты, и сторонники Гюлена – на службе мирового империализма, который пытается любой ценой свалить Эрдогана, являющегося символом процветания Турции. Одним словом, все предатели и все объединились против Эрдогана.
Однако мало кто верит в этот всемирный заговор. Вся проблема в том, что он не может, не в состоянии не голословно, а фактами опровергнуть обвинения в коррупции, притом уже адресованные не только членам его правительства, но и ему лично.
Профессор Рива Касториано из Парижского института политических исследований считает все эти заявления о всемирном заговоре смехотворными: «Я думаю, что это смешно, это неуместно. Это как выставлять себя в качестве жертвы. Выдвигая такие обвинения, правительство говорит, что оно ничего плохого не сделало, и ни один министр не сделал ничего плохого. Они указывают на Израиль, на США, а себя представляют жертвами. В Европе такое не приемлемо. Но это может отразиться на внутренней политике. Они пытаются найти эффективные инструменты влияния на людей, которые слепо им верят, которые голосуют за них. Потому что конечная цель – это местные выборы. Конечно, наши надежды на закон, на судебную систему очень высоки. Мы рассчитываем, что не будет никакого вмешательства в ее решения. В противном случае ситуация в Турции значительно ухудшится».
Кроме того, если весь мир объединился против самого Эрдогана, это является самым ярким доказательством, мягко говоря, неэффективности как внешней, так и внутренней политики премьера. Даже если 30 марта он получит вотум доверия. Тут все дело в том, что нельзя бесконечно управлять кризисными ситуациями созданием все новых кризисов и противостояний, как внешних, так и внутренних, чем занимается Эрдоган в течение последних двух с половиной лет. Это путь, ведущий к взрыву. Необходимо найти механизмы, утверждающие в обществе согласие.
Тут также необходимо учесть, что коррупционный скандал имеет и внешних акторов. Притом это тот редкий случай, когда интересы Ирана и США полностью совпадают, хотя и по разным причинам. В Вашингтоне считают, что посредством коррупционных схем правительство Эрдогана нарушало экономические санкции в отношении Ирана. А в Тегеране в свою очередь, скорее всего, недовольны тем, что на этих коррупционных схемах заработало предыдущее правительство Ахмадинежада.
Стало известно, что Иран направит делегацию в Турцию для выявления зарубежных активов арестованного иранского бизнесмена Бабака Занджани, бывшего якобы партнером азербайджанского предпринимателя иранского происхождения Резы Зарраба. Последний является ключевым подозреваемым в рамках ведущегося в Турции громкого антикоррупционного расследования. Депутат парламента Ирана Хоссейн Дехдашти заявил, что судебные структуры Ирана направили делегации в три страны – Турцию, Малайзию и Таджикистан – для определения стоимости зарубежных активов иранского миллиардера, обвиняемого на родине в коррупции, пишет газета Hurriyet.
Глава Sorinet Group Бабак Занджани был арестован 30 декабря 2013 г. по обвинению в коррупции. По данным иранских СМИ, бизнесмена обвиняли в махинациях с доходами, полученными от торговли иранской нефтью в период пребывания у власти президента Ирана Ахмадинежада. Его имя также упоминалось в рамках антикоррупционного расследования в Турции в связи с Резой Заррабом. Последний обвиняется в создании незаконной группировки, подкупавшей чиновников для осуществления незаконных продаж золота в Иран. Как сообщил изданию член парламента Ирана Мохаммад Джавад Коливанд, Зарраб, арестованный в Турции в декабре 2013 г. и освобожденный из тюрьмы в феврале 2014 г., может быть вызван в Иран, если будет доказано, что его партнерство с Занджани нанесло ущерб иранскому правительству.
«Наши финансовые и судебные эксперты, безусловно, расследуют детали партнерства Занджани и Зарраба. Окончательное решение будет принято в судебном порядке», – сказал депутат. По его словам, в настоящее время иранские власти пытаются выявить все детали дела Занджани. «До сих пор не выяснено, сколько Занджани должен иранскому правительству, и какой ущерб он нанес иранской экономике. В прошлом в Иране были серьезные расследования коррупции. Иран сейчас полон решимости реформировать свою финансовую систему», – подчеркнул депутат.
Состояние Бабака Занджани оценивается в 13,8 млрд. долларов. Он является владельцем ряда холдингов и компаний, в том числе базирующейся в ОАЭ группы Sorinet, авиакомпании Qeshm Airlines и иранского футбольного клуба Rah Ahan. Против предпринимателя ранее были введены санкции со стороны США и ЕС за участие в уклонении от ограничений, наложенных на нефтяной экспорт Ирана. Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган называет коррупционный скандал заговором против правительства, организованным иностранными спецслужбами совместно с некоторыми национальными субъектами. Таким образом, сторонники Эрдогана, скорее всего, осознают, что даже посредством манипуляций судебно-правовыми органами замять коррупционный скандал не удастся.
Поэтому некоторые эксперты в Анкаре предполагают, что, несмотря на агрессивную избирательную кампанию, Эрдоган после муниципальных выборов вполне может отказаться от своих президентских амбиций и уступить эту честь Абдулле Гюлю. По мнению турецких экспертов, в этом случае Эрдоган может получить тайм-аут на год – до предстоящих парламентских выборов 2015 года. Ведь независимо от того, кто станет президентом, естественно, кроме самого Эрдогана, ситуация на время стабилизируется, что полностью отвечает интересам нынешнего премьера, который все равно сохранит основные рычаги управления государством в своих руках.
Притом в случае, если Эрдоган «добровольно» уступит Гюлю, оппонентам придется отложить планы по развалу ПСР. И, наконец, при выгодном для себя лично развитии событий через год Эрдоган может пойти на парламентские выборы во главе ПСР. Не случайно заместитель ПСР Хусейн Челик открытым текстом заявляет, что партийцы требуют отмены правила «не более трех раз», который был установлен по предложению самого Эрдогана. Но ничего не поделаешь. Народ требует.