Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЕС: лоббисты за работой

В реестр ЕС запись по желанию. Контроль слабый. Группы давления действуют в тени за тысячу евро в час

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У того, кто хочет познакомиться с Брюсселем, - большой выбор туристических маршрутов: можно посетить шоколадные и пивные бары, музей комиксов, памятники архитектуры и арт-нуво. Но самым традиционным является тур лоббистских групп. Оливье Хедеман каждую неделю организует такой тур в европейский квартал с помощью Lobby planet.

У того, кто хочет познакомиться с Брюсселем, - большой выбор туристических маршрутов: можно посетить шоколадные и пивные бары, музей комиксов, памятники архитектуры и арт-нуво. Но самым традиционным является тур лоббистских групп.

Оливье Хедеман (Olivier Hoedeman) каждую неделю организует такой тур в европейский квартал с помощью Lobby planet.

Реестр лоббистских групп с 2011 года

Хедеман выполняет роль не столько экскурсовода, сколько сторожевой собаки. Он является основателем некоммерческой организации «Корпоративный европейский наблюдатель» (Corporate Europe observatory (Ceo). Этот орган в течение 20 лет изучает и отслеживает влияние корпораций и их лоббистских групп на европейскую политику и европейские институты.

Это трудная задача, потому что только в 2011 году появился совместный реестр прозрачности, институт, созданный при Европейской комиссии и европейском парламенте.  Все лоббистские группы вынуждены теперь предоставлять европейским властям более подробную информацию о своих интересах, о размерах своих инвестиций в лоббистскую деятельность и о своих доходах.

30% лоббистских деятелей не записалось в реестр

Но многие лоббисты не пожелали записаться в реестр, так как это дело сугубо добровольное. В марте 2014 года в реестр было внесено 6370 организаций, предприятий, профсоюзов и аналитических центров.

Это много, но 30% организаций не записалось в реестр, а те, что записались, часто только ищут фонды. Об этом не раз заявлял Союз за прозрачность лоббистской деятельности и соблюдение этического кодекса (Alliance for lobbying transparency and ethics regulation (Alter Eu). В него входит более 200 организаций гражданского общества и профсоюзов, которые годами требуют принятия более сурового кодекса для достижения прозрачности в лоббистской деятельности. Пример следует брать с Соединенных Штатов Америки, где со второй половины 90-х годов запись в реестр лобби стала обязательной.

Нужно изменить договоры

«Чтобы позаимствовать модель, Европейская комиссия должна модифицировать нынешнюю 352-ю статью Договора о функционировании Европейского Союза. Если это невозможно, то Европейский парламент должен позаботиться о том, чтобы был создан новый реестр на законной базе», - написал в письме председателю Европейского парламента Мартину Шульцу немецкий депутат Европарламента от Христианско-демократического союза (ХДС) Райнер Виланд. Он возглавляет рабочую группу, координирующую процесс пересмотра. 352-я статья требует единодушия 28 стран-членов в Европейском совете, который пока не входит в Совместный реестр прозрачности.

Информация не контролируется

Но эти предложения не были услышаны. «Настоящие активные лоббистские группы в Европе не видны», - сказал Хедеман. Например, Союз за прозрачность лоббистской деятельности и соблюдение этического кодекса (Alter Eu) насчитал 500 предприятий, у которых есть представительские офисы в Брюсселе и, по крайней мере, 100 из них не зарегистрированы.

Самая знаменитая организация - Goldman Sachs. «В 2012 году ее представители трижды встречались с европейским комиссаром по финансам Олли Реном, обсуждали европейский кризис, но другой информации об этих встречах у нас нет», - добавил Хедеман.

Итак, многие предпочитают оставаться в тени, а если и выходят на солнечный свет, то только наполовину, не заявляя о своих расходах и доходах, потому что отсутствует контроль за информацией, внесенной в реестр.

Предприятие может потратить около 20 тысяч евро в месяц на лоббирование

Но сколько стоит лоббистская деятельность при институтах ЕС? По мнению Хедемана, в среднем 20 тысяч евро в месяц, хотя существуют мощные промышленные группы, которые тратят гораздо больше, а наиболее опытные лоббисты получают до тысячи евро в час.

Но в реестре заявленные траты на представительскую деятельность гораздо более умеренные.

Счета занижены

Европейский совет химической промышленности (Cefic), например, сначала заявил о том, что потратил менее 50 тысяч евро в год, но, как выяснил Корпоративный европейский наблюдатель, их бюджет составил примерно 45 миллионов евро. Организация Alter Eu сообщила Европейской комиссии об этой аномалии.

В 2009 году Cefic был исключен из реестра и внесен вновь только после корректировки расходов на лоббирование. В 2013 году они заявили о расходах в 5,9 миллиона, что во всяком случае много ниже их возможностей.

Хедеман напомнил, что Cefic является ключевым игроком в борьбе различных отраслей  промышленности против системы контроля за производством и оборотом всех химических веществ в соответствии с регламентом Европейского Союза Reach, а также против системы контроля за изменениями климата, которая предполагает снижение вредных выбросов.

Компания Shell заявила о тратах в 4,2 миллиона

Shell тоже заявила, что тратит на лоббирование 4,25 миллиона долларов, примерно столько же, сколько Eni (заявлено 4 миллиона), гораздо меньшая по размерам.

Многие предпочитают скрывать свои возможности, чтобы остаться незамеченными. Таких примеров множество. Большая лоббистская группа Business Europe, в которую входит 41 промышленная ассоциация из 35 стран, сначала заявила о расходах на лоббирование в 200 тысяч евро, потом откорректировала цифру до 4 миллионов, но и это мало.

Многие предприятия маскируют в реестре свою реальную деятельность

Помимо внесения в реестр фальшивых данных, некоторые регистрируются в одной категории, а на деле представляют другую.

В качестве примера можно привести аналитические центры. В реестре фигурирует 451 такая организация (аналитические центры, академические и исследовательские институты). «Многие из них таковыми и являются, но некоторые группы выдают себя за независимых и нейтральных наблюдателей, занимающихся анализом происходящего в Европе, а на деле они представляют промышленные отрасли, правительства и лоббистские организации», - объяснил Хедеман.

Большие интернет-компании выдают себя за исследовательские центры


В качестве примера можно привести лоббистскую группу European privacy association, которая занимается охраной персональных данных, но в реестре фигурирует как аналитический центр. Эта группа организовывала в парламенте слушания по вопросам частного  законодательства, но не старалась защитить личные данные, а скорее действовала наоборот.
После нескольких жалоб на то, что под маской аналитических центров скрываются такие интернет-гиганты, как Facebook и Yahoo, Корпоративный европейский наблюдатель начал расследование. Оказалось, что аналитический центр в действительности финансировался десятью интернет-компаниями.

После расследования Европейская комиссия изменила категорию European privacy association в реестре, зарегистрировав ассоциацию в качестве промышленной группы. Сегодня в описании ассоциации есть ссылка, указывающая на то, что ее поддерживают  Google, Microsoft, Yahoo, Facebook.

У Януковича тоже была своя лоббистская группа


У украинского правительства был Аналитический центр за современную Украину. Это название предполагает какую угодно деятельность, но в действительности группа занималось защитой интересов и режима Януковича и критиковала Тимошенко, распространяя нужную информацию в социальных медиа.

Минимум 20 англосаксонских адвокатских контор осуществляют лоббистскую деятельность за кулисами

Но более всего вызывают тревогу организации, которые остаются почти невидимыми, начиная с адвокатских контор. В реестре зарегистрировано только 67 адвокатских центров по сравнению со 127 профсоюзными организациями, 870 предприятиями и группами, 485 консалтинговыми фирмами, 36 церковными организациями, 163 общественными и смешанными предприятиями, 451 аналитическим центром. Адвокатские конторы обслуживают крупных клиентов, большие предприятия, банки, многонациональные компании. «Под предлогом защиты профессионального секрета они не регистрируются, а если делают это, то часто не сообщают, кто их клиенты и сколько они тратят на лоббирование их интересов», - объяснил основатель организации «Корпоративный европейский наблюдатель».

Работа для тех, кто любит оставаться в тени

В 2013 году именно адвокатские конторы менее всех других категорий регистрировались в реестре. Они очень влиятельны в Соединенных Штатах.  В отличие от Америки, в Брюсселе, если какая-либо лоббистская группа хочет остаться неизвестной, то ей достаточно обратиться в адвокатскую контору. Особенно ловко пользуются менее строгими европейскими нормами такие фирмы как Covington&Burling (офисы в Лондоне, Брюсселе, Нью-Йорке и Вашингтоне), Baker Botts (15 филиалов от Китая до Южной Америки) и Hogan Lovells (40 офисов, в том числе в Риме и Милане).

Толчок к торговым договорам

Согласно данным Корпоративного европейского наблюдателя, около 20 мощных адвокатских контор, занимающихся лоббистской деятельностью в Брюсселе, являются американскими и британскими. Они имеют, по крайней мере, один офис в европейском квартале и занимаются в основном договорами о свободном обмене между Соединенными Штатами и Европой (Transatlantic trade and investment partnership (Ttip), представляя интересы различных многонациональных компаний.

В декабре 2013 года Денис Редоннет (Denis Redonnet), глава организации, занимающейся разработкой стратегии торговли при Европейской комиссии, был приглашен на брифинг, который был организован американской адвокатской конторой Clearly Gottlieb. Она известна своей лоббистской деятельностью в Вашингтоне, среди ее клиентов банк Citigroup и международная ассоциация банкиров (Institute of international banker).
Жаль, что в реестре в Брюсселе в октябре 2013 года Clearly Gottlieb не была зарегистрирована. «Отсутствие прозрачности в деятельности адвокатских контор обсуждалось, но не было сделано практически ничего», - заключил Хедеман.