Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конкретные заявления Еревана по Крыму могут обернуться против него самого

Собеседник Первого информационного – ведущий аналитик по вопросам СНГ и России авторитетного аналитического центра по вопросам обороны и безопасности Jane’s Intelligence Лилит Геворгян

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отделение Крыма не является исключительно результатом политики РФ. Правительство Киева допустило большие ошибки, что стало поводом, чтобы РФ воспользовалась случаем. Крым не очень точный пример. Каким бы сильным ни было влияние РФ, местное население, в случае последовательных шагов, может добиться перемен – ярким доказательством тому является Турция.

- Госпожа Геворгян, Крым объявлен независимым суверенным государством, после чего он, в лице Верховного совета, обратился к России с предложением войти в качестве субъекта в состав Федерации в статусе республики.* Как по-вашему, какими будут очередные действия России в Крыму и в Юго-восточной Украине?
- Крым и Юго-Восточная  Украина находятся в разных  плоскостях, несмотря на то, что  события последних двух недель  показали, что Москва намерена  принять одностороннее решение, довольно быстро приняв во  внимание, что центральное правительство  Украины находится в довольно  нестабильном положении и не  в состоянии контролировать всю  страну, особенно юго-восточную ее  часть. Но, по моему мнению, будет  очень трудно для Москвы объяснить, какие претензии у нее есть  в отношении юго-восточных регионов, кроме того, что большинство населения  там – это русскоговорящие  или этнические русские. Если  у Крыма был статус автономной, самостоятельной республики, то  эти регионы его не имеют. Согласно  Конституции, эти районы должны  находиться под контролем Киева, быть руководимы Киевом, а у  Крыма был другой статус.
 
Если на самом деле у нее есть такие цели, то для Москвы будет трудно с правовой точки зрения обосновать и оправдать свои шаги, так как с тем же успехом в любой другой стране, где проживает этническое большинство, но нет суверенитета, регионы могут принять решение о выходе из состава страны. В Восточной Украине в этом смысле не существует правовых институтов, и в этом смысле сделать это очень трудно.
 
Кроме того, Крым сам по себе является довольно большой проблемой и головной болью для РФ, и все еще неясно, примет ли Россия с такой же скоростью Крым в свой состав, с какой был назначен референдум. Возможно, будет принято решение не присоединять Крым, а оставить в качестве непризнанной независимой страны.
 
- Вы склонны  думать, что РФ присоединит Крым, который полон для нее серьезных  проблем, или же оставит, как вы отметили, в статусе непризнанного независимого государства?
- Так как в течение  последних полутора недель события намного более эмоциональны и не прагматичны, то, по-моему, факт, что Россия пока не приняла быстрого решения по присоединению Крыма к РФ, дает повод предполагать, что там ждут реакции Запада. По моему убеждению, Крым является источником нестабильности для Украины, и если целью происходящего является то, что РФ будет иметь рычаг давления на Украину, то, по крайней мере с геополитической точки зрения, будет правильно для РФ держать Крым в статусе Нагорного Карабаха, то есть в непризнанном и спорном статусе. Это выгодно России, что означает, что Украина, как и Грузия и любая другая постсоветская страна, превращается в одну из стран, у которой нет четко определенных границ, которые бы не оспаривались со стороны одного-двух государств.
 
- Сегодня регион  находится в зените довольно  динамичных событий, и во всех  постсоветских странах существует  боязнь эскалации. Уже заметно, что  следующей сценой развития геополитического  конфликта будет Турция. Регион  с точки зрения безопасности  незащищен. Как обезопасить регион?
- Последние события в  регионе – цветные революции, не цветные революции, показывают, что когда уровень жизни повышается, власти тех стран, правительства  в которых основаны на практике  коррупции, в том числе и политические  партии, начинают им угрожать, как  показывает опыт, как на Украине, так и в Турции. Мы становимся  очевидцами того, что на первом  плане оказываются, так называемые, гражданские движения. Они заинтересованы  в первую очередь в работающей  технократической системе, где нет  идей, партий, кланов. Мне кажется, что  именно такой процесс мы увидим  в других постсоветских странах.
 
Олигархические системы не работают больше, так как самый большой вред, который видят люди, заключается не в несправедливости и тому подобном, а в том, что у людей нет экономических возможностей.
 
- Но на этом  пути страны сталкиваются с  сопротивлением РФ, которое наверняка  закончится повторением опыта  Крыма, быть может, видоизмененном.
- Отделение Крыма не  является исключительно результатом  политики РФ. Правительство Киева  допустило большие ошибки, что  стало поводом, чтобы РФ воспользовалась  случаем. Крым не очень точный  пример. Каким бы сильным ни  было влияние РФ, местное население, в случае последовательных шагов, может добиться перемен – ярким  доказательством тому является  Турция. Не стоит переоценивать  влияние извне.
 
- Я рассмотрела  Крым как прецедент, так как  Карабах также очень часто  становится предметом для манипуляций, как недавно, когда Жириновский  заявил, что лучшим решением является  вхождение Нагорного Карабаха в состав РФ. То есть, все страны беспокоятся по этому поводу.
- Я не могу воспринимать  заявления этого человека всерьез, так как он довольно часто  делает подобные абсурдные заявления. В таких конфликтных ситуациях, каким является конфликт в  Нагорном Карабахе, который продолжается более 20 лет, трудно предпринимать шаги с точки зрения международного права, тем более, когда у Нагорного Карабаха нет общей границы с РФ. Если бы у РФ была заинтересованность в этом, то Приднестровье является более удобным вариантом для нее. Вопрос в том, что наши интересы также не позволяют решить эту проблему, так как пока нет удовлетворяющего нас варианта решения.
 
- В любом случае, не видите ли вы необходимости в оптимальной системе безопасности для стран постсоветского пространства, что позволит обеспечить безопасность этих стран – вплоть до ощутимых перспектив вхождения в НАТО.
- Я не вижу временного  решения и не считаю, что вопрос  безопасности стоит настолько  серьезно. Мы всегда должны быть  настороже, необходимо отличать  риторику от реальности и возможности. Опыт показывает, что в той  же Абхазии и Южной Осетии  ввиду отсутствия повода он  был создан искусственно –  в случае с Крымом также  этот повод был создан. Я не  пытаюсь оправдать РФ, но с  другой стороны, я не думаю, что  новые власти Украины проявили  себя идеально в период революции. Они допустили довольно серьезные  ошибки, особенно, когда не сумели  наладить диалог с восточными  регионами, привести их на майдан, и это было на руку РФ.
 
Кроме того, самым опасным аспектом здесь является вовлечение в геополитическую игру. Янукович за период с августа по октябрь пытался расхитить как можно больше денег, будь то от РФ, или от Таможенного союза, Грузия также сделала подобную попытку. Сейчас вопрос в том, что на постсоветском пространстве не у России есть притязания, а у Запада не существует четкой политики по отношению к постсоветским странам – они всего лишь заявляют о небольшой поддержке демократическим силам, но больше заинтересованы в стабильности, которую в последнее время не удается сохранить. Для них постсоветское пространство не представляет интереса. Следовательно, создалась ситуация, в которой Россия, естественно, берет на себя роль лидера. Поэтому, я не считаю, что в РФ готовится заговор, просто РФ видит, что есть возможность, и пользуется этой возможностью.
 
- Что ожидает  регион в будущем, после состоявшегося  в Крыму референдума?
- Кажется, что референдум  в Крыму открывает новую главу  отношений между Украиной и  Россией, а также между Россией  и Западом. Если РФ сумеет локализовать  этот вопрос, то есть оставить  так, как есть сейчас, то, возможно, РФ сумеет оставить его как  расчлененную проблему, и это  всегда будет потенциалом эскалации. Не думаю, что ситуация в регионе  успокоится и уляжется, в конце  концов, очаги остаются в определенной  степени открытыми, так как Москва  не заинтересована в разрешении  конфликта, поскольку занимается  менеджментом конфликтов. То есть, они руководят конфликтом. Запад  показал, что никто не в состоянии, да и не имеет желания решать  конфликт подобного типа, так  как в регионе нет четкой  стратегии.
 
- В чем должна заключаться роль Армении?
- Трудно ответить. Четкое  заявление Армении может обратиться  против нее в том случае, когда Таможенный союз также пока не определился в выборе пути. Многие выступают против санкций против РФ, и не исключается, что РФ сумеет взять Крым без труда. Так как фактор неопределенности очень велик, то в подобных условиях сложно давать четкие прогнозы.

*Интервью было взято накануне подписания в Кремле Россией и Крымом договора о вхождении республики и города Севастополя в состав России.