На протяжении четверти века поэт, прозаик и эссеист Сергей Магид разрабатывает историософскую концепцию России. Магид работает в Национальной библиотеке Чешской республики, в самом центре Праги. В его биографии есть одна немаловажная деталь, позволяющая ему рассуждать об имперских комплексах России с особым основанием. Впервые Сергей Магид приехал в Чехию 46 лет назад, на интересном транспортном средстве — на танке. Магид — советский оккупант в буквальном смысле, радист танка Т-62. Его рассказ об оккупации — «Отчет за август» — напечатан в журнале «Иностранная литература» в 8-м номере за прошлый год. Но у Сергея Яковлевича есть и другие причины оценивать сегодня Россию под историософским углом — это доскональное знание истории Крыма. Знание — буквально — из первых рук. Сергей Магид много лет проработал в Крыму археологом.
— Крым — это моя молодость, я провел там год за годом семь лет подряд, но не в качестве туриста или, как тогда говорили, отдыхающего, а в качестве участника археологических экспедиций. Каждый год я ездил туда.
Мы копали в северном Крыму на Тарханкутском полуострове у бухты Ярылгач эллинские поселения V века до нашей эры. А потом я участвовал в экспедициях в Херсонесе на окраине Севастополя. Весь Севастополь исходил ногами, я знаю его, и весь северный Крым исходил пешком. На южный берег Крыма мы не ездили никогда. Ездить туда для археологов считалось страшной пошлятиной.
В археологических экспедициях я и столкнулся с историей, там и начался мой интерес к историософии. Экспедиции тогда возглавлял талантливый ленинградский археолог Щеглов, он работал в Ленинградском геологическом научно-исследовательском институте на берегу Невы. Я очень хорошо помню его рассказы и разговоры с ним. Мы сидели у костров по вечерам, и там вдруг шепотком, исподволь, как бы намеком, тайно, чтобы никто не услышал, как будто антиправительственную новость или какой-то антисоветский анекдот, передавали друг другу последние сведения об археологических находках.
А что же это были за сведения? В северном Причерноморье, оказывается, из десяти курганных могильников девять захоронений по скандинавскому ритуалу, а одно по тюркскому кочевническому, а славянских – ни одного. Страшное потрясение, потому что и в школе нас учили, и Рыбаков писал, и Греков, что это Киевская Русь, славяне. Где они? Нет их.
Вторым потрясением были новости о готах. Мы видим, что у нас все время повторяется слово «русский» и везде идет этнический подход к проблеме, Путин защищает права русских, мы выступаем за русских, и нигде ни одного слова из словаря гражданского менталитета: демократия, плебисцит человеческий (а не такой, какой организовали) — это все грубые и убогие декорации.
Раз этнический подход, тогда давайте рассуждать с этнической точки зрения. Народом, который жил в Крыму дольше всех когда бы то ни было, были готы. Поэтому Крым должен принадлежать Федеративной Республике Германия. Ангела Меркель должна заявить претензии. Почему? Готы туда пришли в IV веке, убегая от гуннов, кочевников, которые их смели с лица земли. Часть готов пришла в Крым, другая отступила на Запад с тяжелыми боями.
На Дунае застряли
Готы пришли в Крым в IV веке и жили там до XVIII века. Я был в Мангупе — это столица Готии, величественные развалины в скалах горного Крыма. Готское княжество называлось Феодоро. Готы достигли очень высокой культуры, в III веке они уже были христианами. Готский епископ перевел Новый завет или часть Нового завета уже в III веке.
После распада Золотой Орды в Крыму воцарились татары. Это к вопросу о том, кому Крым принадлежит и сколько там живут русские, чей он вообще с этнической точки зрения. Пришли татары, постепенно стали готов ассимилировать. Хотя еще в византийские времена Крым принадлежал Византии, и там была Готская епархия. В XVIII веке немецкие просвещенцы, предромантики, лингвисты ездили в Крым изучать готский язык. Я читал эти записи: приехав в Крым, они увидели татар, белокурых бестий. Это были блондины с голубыми глазами, говорившие по-татарски, но знавшие, что они бывшие готы. Это была молодежь.
По этническому происхождения они были германцы, древние немцы — готы, а по культуре и языку — татары. Но старики еще говорили по-готски. Эти немецкие лингвисты изучали, конструировали древненемецкий язык, считали, сколько слов осталось — буквально десятки, может быть, сотня. Так был сконструирован готский язык, я его изучал в Ленинградском университете на английском отделении филфака, где мы проходили древнегерманские языки. И даже помню его глагольные формы — все оканчивались на «ан». Это вообще немецкий язык.
Готы стали первым народом России, который подвергся депортации. В XVIII веке, когда Екатерина Великая, наконец, завоевала Крым, около 40 тысяч этих белокурых татар были выселены в Центральную Россию, в русские деревни. И там, поскольку готы расово сливались с русскими крестьянами, они ассимилировались, их больше нет, они превратились в русских крепостных. А уже после, в 1798 году, из Крыма были депортированы греки. Так что народ, который там жил дольше всех, с IV века по XVIII век, — это готы. Крым «принадлежит» Германии.
Второй народ, который по длительности немножко уступает готам, но тоже живет гораздо дольше, чем русские, — это татары, которые пришли туда в XII веке. Сталин депортировал их в 1944 году. А перед этим был забавный, хотя и трагический момент. Когда фельдмаршал Манштейн в 1941 году пришел в Крым и завоевал Севастополь, по распоряжению Рейха на этой территории было организовано административное образование, получившее название Готенгау, то есть Готская область, Готия. Я не о фашистах говорю, а о том, что в немецком менталитете сохранялась память о готах в Крыму, и как только они туда пришли, они тут же восстановили Готию.
Но есть еще третий народ, который там жил так же долго и никогда не был депортирован и который живет там до сих пор, — караимы, народ тюркского происхождения, исповедующий иудаизм. Я был в Евпатории, там сохранились караимская кенаса и музей, хранилище рукописей и кафе с национальной кухней. В Евпатории до сих пор украинцы ничего с этим не делали, этому не мешали. Не знаю, что будут делать теперь русские.
В 1970-х годах там был русский детский сад. Это сейчас там кенаса, после перестройки, тогда там никакой кенасы не было, но караимы жили. Караимы пришли туда в XIII веке. Когда в 1941 году немцы вошли в Крым, они приняли специальное распоряжение караимов евреями не считать, поэтому не убивать их. Евреи настоящие, этнические, были практически все в Крыму уничтожены. Когда немцы пришли в Киев, такого административного разрешения по отношению к караимам не успели чиновники в Берлине принять, поэтому в Бабьем Яру были убиты и караимы, то есть тюрки, исповедовавшие иудаизм, они считались евреями. А уже когда немцы пришли в Крым, караимов пощадили. Их осталось порядка 700 человек. Вот в Крыму живет народ, 700 человек, с XIII века.
Так кому принадлежит этнически Крым, кто там должен жить по справедливости? Немцы там должны жить, татары, евреи или тюрки в лице караимов. Но причем тут русские? Русские там живут всего двести с небольшим лет.