В Турции был закрыт доступ в Twitter, и этот вопрос оказался на верхних строчках повестки дня не только нашей страны, но и всего мира. Даже официальный представитель Госдепартамента США на недавно состоявшейся встрече с журналистами начала свое выступление с заявления о запрете доступа Турции в Twitter.
Работа на 42 страницах
Как и многие другие страны восточного мира, Турция видела на своем веку множество запретов, так как понятие «запрет» — неотъемлемый элемент повседневной жизни восточных народов, и объяснить, почему были введены те или иные, казалось бы, немыслимые запреты, с помощью понятий и системы мышления нашего времени достаточно сложно.
Большое количество запретов, свидетельницей которых была наша история, становилось предметом значительного числа исследований. Из-под пера Решада Экрема Кочу в 1950 году вышла в свет книга «Запреты в османской истории».
Эксперт по истории Стамбула Решад Экрем (1905–1975) подготовил первое и пока единственное опубликованное у нас на эту тему произведение как дополнение к журналу «Мир истории», который когда-то был одним из самых продаваемых исторических журналов, и 42-страничное произведение вышло в свет в 1950 году как вторая книга издаваемой журналом серии «Библиотека истории».
Запреты, приведенные в этой редкой книге, которую сейчас найти достаточно сложно, включают запрет на продажу наложниц немусульманам, запрет табака, кофе, спиртных напитков, запрет на выход на улицу в период между ночным и утренним призывами к молитве, запрет на зажжение в домах света, запрет на опиум и марихуану, запрет на перемещение мужчин и женщин в одной лодке, запрет на посещение женщинами торговых лавок, продающих сливки в Эюпе, запрет на въезд в Стамбул неженатых мужчин, запрет на ношение деревянных сандалий при посещении хамамов немусульманами, запрет на строительство карнизов и пристроек для зданий, запрет на верховую езду и кормление кобыл, запрет на профессию банщика для лиц определенной национальности, запрет на политические беседы в кофейнях, запрет на колокольный звон в церквях, запрет на переезд из особняков в летние дома и наоборот, запрет на ношение оружия, запрет на определенные блюда, запрет на использование «полумесяца» и «звезды».
Некоторые из забытых запретов
Поскольку определенные практики прошлого, такие, например, как запрет на спиртные напитки и кофе, практически всегда сохраняют свою актуальность, и в этой связи уже написано достаточно много, в данной статье я хотел бы остановиться на ряде других запретов, которые рассматриваются в книге Решада Экрема и не так активно освещаются сегодня.
Запрет на использование вещей с символами «полумесяца» и «звезды»
Изображение белого «полумесяца» со «звездой» на красной основе веками использовалось в Османской империи, а решение о том, чтобы эти символы были помещены на государственный флаг, было официально принято во времена Махмуда II. Однако вслед за этим решением «полумесяц» и «звезда» стали использоваться как декоративный мотив, украшающий двери, окна, стены, лодки, повозки и даже конскую сбрую.
Эта мода была негативно встречена властями, и, чтобы предотвратить неуместное использование «полумесяца» и «звезды», был введен запрет на применение этого мотива не на государственных флагах, зданиях государственных учреждений или форменной одежде. Но реализация данного запрета на практике совсем не контролировалась, и символы «полумесяца» и «звезды» дошли до наших дней как один из наиболее часто используемых у нас мотивов.
Запрет на продажу наложниц
До отмены работорговли в Стамбуле неподалеку от мечети Нуруосмание существовал рынок рабов. Поскольку продажа наложниц или рабов влекла за собой разного рода непристойности и распущенность, работорговля была ограничена жесткими правилами поручительства, а работорговцы находились под контролем государства.
В 1559 году немусульманам было запрещено использовать рабскую силу. В указе, направленном стамбульскому кади (мусульманский судья-чиновник), повелевалось, чтобы немусульмане определили число находящихся у них рабов, а в написанном позднее указе предписывалось отнять у немусульман рабов в обмен на их цену и продать их мусульманам.
Запрет выхода на улицу в ночное время суток и зажжения света в домах
С целью предотвращения преступных злодеяний в ночное время суток в те периоды, когда улицы Стамбула не освещались, в городе часто запрещалось выходить на улицу. Этот запрет охватывал интервал между ночным и утренним азанами (призыв к молитве — прим.пер.). Особенно активно этот закон применялся в периоды бунтов.
Наряду с установленными во времена Мурада IV запретами на кофе, спиртные напитки и выход на улицу в ночные часы, в определенные периоды в домах возбранялось зажигать свет после ночного азана. Таким образом, предпринимались попытки препятствовать употреблению алкогольных напитков, развлекательным забавам, а также подпольной политической деятельности.
Запрет на перемещение женщин и мужчин в одной лодке
Такой запрет был введен после того, как в период правления Фатиха Султана Мехмеда лодки, служащие для перевозки пассажиров между берегами Босфора и залива Золотой Рог, стали местом встреч некоторых женщин и мужчин. Этот запрет действовал вплоть до начала XX века, до конца правления Абдул-Хамида II. Исключение составляли пожилые женщины, и пользоваться этим видом транспорта было разрешено только тем представительницам женского пола, которые достигли определенного возраста. Из-за того, что запрет часто игнорировался, государство выпускало новые приказы и извещения. Так, в одном извещении, отправленном старосте лодочников в 1580 году, говорилось: «Наставляется, чтобы ты не позволял молодым женщинам садиться в лодку с членами команды судна и снова и снова предписывал этот запрет всем лодочникам».
Запрет на въезд неженатых мужчин
Неженатые мужчины, прибывающие в Стамбул с целью заработка из провинции, сначала останавливались у своих земляков, а затем при их посредничестве пытались найти работу. Все, кто имел рабочее место, переезжали на постоялый двор или в специальные места, называемые «комнатами неженатых», однако увеличение числа холостяков всегда воспринималось властями как опасность. Чтобы ее предотвратить, приезд в Стамбул неженатых из Анатолии или Румелии часто запрещался, а все, кто прибыл в город раньше введения запрета, находились под жестким контролем. В этой связи вводились разные ограничения, прежде всего поручительство.
Запрет на посещение торговых лавок, специализирующихся на сливках
Сливки лучшего качества в Стамбуле продавались в магазинах Эюпа, и в XVI веке женщинам было запрещено входить в эти магазины. Причина состояла в том, что для некоторых женщин они стали местом условленных встреч с мужчинами. В изданном в 1573 году указе говорилось: «Сообщается, что, входя в магазины под предлогом — отведать сливки, женщины совершают противоречащие шариату деяния. Продавцам строго наставляется не позволять женщинам посещать магазины».
Запрет на ношение деревянных сандалий
В Стамбуле XVII века немусульманам при посещении хамама запрещалось носить деревянные сандалии. Причина запрета состояла в странной мысли о необходимости различать мусульман и немусульман в хамаме. Вслед за введением этого запрета была также учтена вероятность того, что в случае если мусульмане снимали сандалии в момент собственно купания, то они выглядели как немусульмане. Поэтому на банном переднике, выдаваемом немусульманским посетителям хамама, должно было находиться железное кольцо. В начале XVIII века это правило было странным образом дополнено, и известный своими причудами визирь Калайлыкоз Ахмед-паша предписал, чтобы к переднику посещающих хамам немусульман, помимо железного кольца, цеплялся еще и колокольчик.
Запрет на верховую езду для цыган
Один из странных законов, применяемых в Стамбуле начиная с завоевания города, состоял в недопущении того, чтобы цыгане ездили верхом. В указе 1595 года предписывалось, что цыгане могут использовать только ишака или повозку, а те, кто, не соблюдая этого приказа, садился на лошадь, немедленно подвергались казни.
Запрет на звон колоколов в церквях
В османский период всем религиям и их культам была дарована свобода; ограничение касалось единственного вопроса — в церквях было запрещено звонить в колокол. Запрет просуществовал до Парижского трактата 1856 года. После этой вехи в церквях были построены колокольни, а во время религиозных церемоний стали звонить в колокола.