Однажды я читал лекцию в университете и во время звонка увидел, что у двух студенток лица были по самые глаза закрыты платком. Во время занятия я говорил о самых разных интерпретациях вопроса хиджаба в исламе. Я попросил студенток открыть лицо, чтобы удостовериться в том, что они на самом деле записаны на лекцию. Но из-за этого на мой счет стали ходить весьма неприятные (а в Афганистане так даже опасные) слухи о том, что я против хиджаба и установленных правил женской одежды. Ректор университета вызвал меня к себе для объяснений. Несколько дней спустя мне стало известно, что студенты-экстремисты задумали меня избить...
Прогресс в Афганистане после ухода талибов заметен невооруженным взглядом. Это касается наших отношений с международным сообществом, развития образовательной системы, как на школьном, так и университетском уровне. Кроме того, как бы ни сложилось будущее, наша страна уже приобрела бесценный демократический опыт. Давайте реально смотреть на вещи: это уникальный опыт в истории Афганистана. Я испытываю неподдельный прилив энтузиазма при виде того, как молодежь хватается за появившуюся возможность получить образование и приобрести знания. За последние десять лет она буквально хлынула в школы и университеты. Я искренне верю в это поколение. Это поколение начало знакомиться с демократической системой, ощутило свободу слова и привыкло к активной роли СМИ.
Как бы то ни было, нашей стране необходимо преодолеть несколько серьезных препятствий. Главное из них касается идеологии: это фундаментализм. Если вы попросите меня назвать 100 главных проблем Афганиcтана, я 100 раз отвечу вам то же самое: фундаментализм, фундаментализм и еще раз фундаментализм!
Афганистан — это новое и потому уязвимое общество. Оно едва успело подняться из пепла войны и рек пролитой крови. Оно чрезвычайно хрупко. В таких условиях страх возвращения в прошлое с запретом учиться для девочек и изоляцией женщин от общества превращается в настоящий ночной кошмар.
Лично мне довелось стать свидетелем одного серьезного нарушения прав человека. Одну молодую девушку (у нее есть родственные связи с нашей семьей) заставили выйти за муж за 35-летнего мужчину для разрешения конфликта. Того требуют племенные обычаи и законы. Член семьи девушки убил родственника этого мужчины, и ее насильно выдали за муж, чтобы прекратить вражду. Брак позволил решить проблему. Презрение к правам женщин и фундаментализм давно стали неотъемлемой частью нашей культуры. Они опоясали семьи, кланы, этносы и все наше общество. Эти факторы способствуют укоренению чрезвычайно уничижительных взглядов на статус женщин на всех уровнях общества и препятствуют их участию в экономической, политической и культурной жизни.
Я не верю ни одной из существующих организаций, которые сегодня якобы борются за права женщин. Они всего лишь создают красивое прикрытие. Хотя в правительстве и есть специальное министерство, оно так и не сделало ничего существенного для женщин. Все их действия совершенно поверхностны и ориентированы на краткосрочную перспективу, тогда как основополагающие проблемы женщин никак не решаются. Ни организации гражданского общества, ни правительство с его министерством даже не пытаются взяться за корни трудностей женщин в нашей стране.
Чего я желаю моей дочери? Позвольте мне ничего не желать ей. Потому что мой первый долг — послужить ей. Мне бы хотелось по мере сил и возможностей подготовить почву так, чтобы она сама смогла исполнить все свои мечты. Мне бы хотелось, чтобы она сама решила, чего ей хочется. Чтобы все женщины сами решали за себя. В нашем обществе, когда афганец говорит о пожелании дочери, он тем самым создает препятствия на пути реализации ее прав.
Единственный возможный выход из нынешнего кризиса заключается в распространении знаний и привлечении внимания населения. Я думаю, что пока жертв и угнетателей не объединит общее понимание, ничего изменить не получится.