В середине 2014 года истекут полномочия президента Афганистана Хамида Карзая. С учетом его двукратного участия в президентских выборах в прошлые годы он не сможет баллотироваться еще раз. Афганская Независимая избирательная комиссия назначила третьи после изгнания талибов президентские выборы на 5 апреля.
В связи с этим кандидаты, представляющие разные политические и этнические группы Афганистана, должны начать предвыборную борьбу, после завершения которой избиратели сделают свой выбор, и в стране произойдет очередная смена власти. С началом регистрации кандидатов на пост президента о желании выдвинуть собственную кандидатуру заявили 26 человек, однако часть из них была снята ввиду недостаточной компетенции и наличия двойного гражданства, поэтому на данный момент осталось только 11 претендентов. На днях о своем решении выйти из предвыборной гонки заявил брат ныне действующего президента Каюм Карзай.
Краткие сведения о кандидатах и партиях, принимающих участие в выборах
Если посмотреть на кандидатов и партии, которые они представляют, то можно сказать, что о своем желании участвовать заявили все политические группы (монархические, оппозиционные и другие), кроме «Исламского общества», «Исламской партии» и талибов, которые намереваются бойкотировать предстоящие выборы.
Анализ списка кандидатов позволяет сделать вывод о том, что самые большие шансы на победу имеет Абдулла Абдулла. В 2001 — 2006 годах он был министром иностранных дел Афганистана, а на последних президентских выборах в 2009 года составил главную конкуренцию Хамиду Карзаю. Кроме Абдуллы Абдуллы, большие надежды подает технократ и националист экс-министр экономики Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай, работавший некогда во Всемирном банке.
На предыдущих выборах Гани получил только 3% голосов, однако сейчас его позиции - намного крепче благодаря поддержке со стороны начальника штаба верховного командования вооружёнными силами Афганистана генерала Абдуль-Рашида Дустума. После выхода из предвыборной борьбы Каюма Карзая заметную роль стал играть еще один бывший министр иностранных дел Залмай Расул. Он является самым возрастным кандидатом, зато у него довольно тесные отношения с нынешним президентом.
Помимо трех упомянутых кандидатов, неплохие шансы на успех имеет один из бывших лидеров моджахедов Абдул Расул Сайяф. В союзе с бывшим полевым командиром гератских моджахедов Мохаммад Исмаил-Ханом он надеется на победу в предстоящих выборах.
Если продолжить изучать список, то в нем можно встретить и менее известных кандидатов. В частности, в нем фигурируют Надир Наим (внук последнего шаха), Гул Ага Шерзай (бывший министр градостроительства и губернатор провинции Нангархар), Абдул Рахим Вардак (экс-министр обороны), Хедайят Амин Арсала (советник президента Афганистана), Кутбуддин Хилал (бывший председатель политбюро «Исламской партии» под руководством Гульбеддина Хекматияра) и Давуд Султанзой (один из бывших депутатов афганского парламента).
Несколько проведенных дебатов с участием кандидатов в президенты и уличная агитация в пользу того или иного претендента показывают, что наиболее заметные из них в своей предвыборной борьбе сделали акцент на решение проблем в сферах политики, экономики, безопасности и культуры.
Кроме того, кандидаты заявляют о своем намерении заниматься такими вопросами, как реформирование общества на основе исламской культуры, возвращение моджахедов в политические структуры и органы безопасности, устранение дискриминации, развитие сотрудничества с соседними странами, установление безопасности, повышение уровня высшего образования, защита законности, поддержка национального производства, усиление национального единства, решение экономических проблем, борьба с терроризмом, создание процветающего государства и подотчетного правительства, противостояние коррупции, организация честного административного регулирования и так далее.
Угрозы предстоящим выборам в Афганистане
Афганское правительство и разные международные организации прилагают все усилия для проведения в стране президентских выборов. Несмотря на пессимистические прогнозы противников голосования, национальные власти стараются организовать предстоящее мероприятие в соответствии с заранее определенным регламентом.
Для этих целей созданы разные государственные и наблюдательные комиссии. О своем участии в голосовании заявляют и многие граждане страны. По данным социологических опросов, на избирательные участки собираются придти около 79% от общего числа афганского населения. По результатам мониторинга, проведенного организацией Democracy International, свои голоса за того или иного кандидата готовы отдать даже 85% афганцев.
Тем не менее, предстоящие президентские выборы в этой стране стоят перед лицом серьезных угроз.
Безопасность
По мнению Независимой избирательной комиссии Афганистана, обеспечение безопасности является основной задачей организаторов голосования. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, конечно, гарантировал безопасность на время проведения президентских выборов в Афганистане посредством привлечения к ним иностранных военных, о том же самом заявляли некоторые представители служб безопасности. Однако если порядок будет обеспечен только на половине избирательных участков, результаты голосования окажутся под большим вопросом.
Одновременно с этим талибы используют все свои возможности, чтобы убедить народ бойкотировать голосование, и даже заявляют, что ни за что не позволят провести в их стране «фальшивые» и «показные» выборы. В ответ на это министерство обороны Афганистана заверило граждан, что службы безопасности в состоянии обеспечить безопасность на мероприятии 5 апреля. Тем не менее, талибы продолжают угрозы в адрес служащих Независимой избирательной комиссии и сотрудников правоохранительных структур.
По официальной статистике, на данный момент обеспечена безопасность только на 6772 избирательных участках страны, а в 396 пунктах до сих пор сохраняется напряженная ситуация. В связи с этим один из органов, отвечающих за прозрачность предстоящих выборов, сообщил, что в 62 районах страны население не может принять участие в голосовании.
Эти районы, например, те, что относятся к провинции Лагман, расположены в основном в восточной или южной частях страны. Очевидно, что существуют серьезные опасения по поводу срыва выборов в неспокойных провинциях, при этом сохранение террористических угроз оказывает значительное влияние на ход предвыборной борьбы. Так, из-за возможности атак террористов предвыборная борьба в провинциях Нуристан, Забуль, Кунар, Хост и Урузган идет весьма вяло, однако большая активность кандидатов стала наблюдаться в пяти крупных афганских городах: Кабуле, Кандагаре, Джалалабаде, Герате и Мазари-Шарифе.
Неблагоприятные погодные условия
Принимая во внимание время проведения выборов, горный климат северных и северо-восточных регионов страны, а также отсутствие транспортной инфраструктуры для граждан, желающих приехать на избирательные участки, низкие температуры и прочие неблагоприятные климатические условия могут стать еще одной причиной низкой явки населения в холодных горных областях.
Таким образом, холодная погода тоже оказывает влияние на предвыборную борьбу кандидатов в президенты, создавая для них и сотрудников их штабов серьезные препятствия в таких провинциях, как Бамиан, Дайкунди и Бадахшан.
Подтасовка результатов голосования
Хамид Карзай многократно заявлял о том, что он сам и представители властных органов не намерены поддерживать какого-то из кандидатов на пост президента. Аналогичную позицию занимают наблюдательные и организационные инстанции. Тем не менее сценарий подтасовки результатов голосования и вмешательства в него со стороны внешних сил остается весьма вероятным.
Это звучит особенно актуально на фоне масштабных нарушений, допущенных в ходе предыдущих выборов. Уже сейчас оппоненты Карзая из числа сторонников Абдуллы Абдуллы, кандидата от «Национальной коалиции Афганистана» и оппозиционных сил, и ряд других конкурентов последнего убеждены, что ныне действующий президент пытается управлять предвыборным процессом и оказывать влияние на предстоящее голосование. Между тем сам бывший министр иностранных дел не сомневается в том, что сможет предотвратить подтасовку результатов выборов.
Одновременно с этим «Фонд свободных и справедливых выборов в Афганистане» сообщил о 26 случаев правонарушений за один месяц предвыборной борьбы. К ним относятся угрозы и злоупотребление государственными полномочиями при организации собраний и шествий.
Факторы, влияющие на исход президентских выборов
Среди всех кандидатов на пост президента Афганистана наибольшие шансы на победу имеют Абдулла Абдулла, Залмай Расул, Ашраф Гани Ахмадзай и Абдул Расул Сайяф. Однако за короткое время, оставшееся до начала выборов, некоторые факторы могут повысить шансы на успех того или иного кандидата.
Уменьшение числа кандидатов и поддержка соперников
Прошлые президентские выборы показали, что чем меньше времени оставалось до начала голосования, тем больше кандидатов заявляли о выходе из предвыборной гонки и своей поддержке одного из двух или трех оставшихся претендентов.
По этой причине вполне вероятно, что основная борьба за президентское кресло развернется между четырьмя главными кандидатами, а остальные возьмут самоотвод, поддержав кого-то из них в обмен на определенные привилегии. Кстати, такое явление уже имело место в нынешней предвыборной кампании, когда Каюм Карзай отказался баллотироваться в пользу своего бывшего конкурента Залмая Расула. На самом деле многие кандидаты и государственные лица добиваются сокращения числа претендентов на занятие президентской должности.
Так, если кандидаты с меньшими шансами на успех откажутся от участия в выборах и поддержат кого-либо из более сильных соперников, то исход голосования может решиться уже в первом туре. Если же такого не произойдет, то, по всей видимости, для определения победителя потребуется проведение второго тура.
Позиции ключевых политических фигур и отдельных партий
Объединение или раскол внутри основных политических партий и движений накануне президентских выборов может сильно повлиять на их результат. На данный момент подпольное крыло «Исламской партии» под руководством Гульбеддина Хекматияра, воюющего против иностранных войск и союзных им афганских частей, заявило о своей поддержки кандидата Кутбуддина Хилала. Однако легальное крыло той же партии, во главе которого стоит Абдулхади Аргандивал, выдвинуло своего кандидата Мохаммед Хана, первого заместителя Абдуллы Абдуллы на президентских выборах.
Принимая во внимание авторитет «Исламской партии», ее полная поддержка самого Абдуллы Абдуллы может значительно повысить его шансы на победу. Также не следует забывать о том, что если кто-либо из заместителей кандидатов решит проводить самостоятельную линию, это в значительной степени ослабит позиции его патрона. Например, в случае отказа Абдуль-Рашида Дустума или Мохаммада Исмаил-Хана поддерживать соответственно Гани и Сайяфа, успех последних будет крайне сомнителен.
Перспектива
Вполне очевидно, что команда кандидата Абдуллы Абдуллы состоит из весьма влиятельных политиков, добивающихся реформ, интеграции афганского общества, замены президентской республики на парламентскую, частичного избрания губернаторов, укрепления политических партий, решения проблем, связанных с линией Дюрана (неразмеченная граница между Афганистаном и Пакистаном, возникшая в ходе англо-афганских войн в XIX веке) и обеспечения прочных связей с мировым сообществом. К тому же Абдулла Абдулла является выходцем из пуштуно-таджикской семьи. Этот факт, а также его прошлое участие в войне на стороне «Северного Альянса» могут обеспечить его победу уже в первом туре голосования.
Его соперник Ашраф Гани Ахмадзай имеет сильную поддержку со стороны пуштунских племен на юге и востоке страны, однако его продолжительное пребывание за границей, а также ярко выраженная этническая и языковая ориентация его самого и генерала Дустума могут стать серьезным препятствием для победы на выборах.
После самоустранения Каюма Карзая заметные позиции занял Залмай Расул, который пользуется поддержкой правительственных органов и пытается привлечь на свою сторону часть таджиков и пуштунов. Несмотря на участие в его штабе в качестве первого заместителя Ахмада Зия Масуда (младшего брата легендарного «Панджшерского льва» Шах Масуда), у этого кандидата сравнительно меньше шансов на победу.