Сразу несколько опросов, проведенных после смелого хода Путина в Крыму, демонстрируют, что его популярность достигла наивысших возможных показателей в современной России.
Но что если мы смотрим не туда, куда нужно?
Что если восприятие Крыма в контексте возрождения холодной войны – это неправильный подход? А вдруг этот шаг был сделан Путиным от отчаяния, а не от непокорности? Вдруг это старая российская тактика «показухи» – действий, предпринятых ради шоу? В случае Крыма он нужен для того чтобы убедить россиян в том, что их лидер – это не самовлюбленный бандит на мировой арене, а сочувствующий, имеющий моральные ценности лидер, готовый призвать свой народ на защиту страны.
Есть причины поддержать эту точку зрения.
Однако они, скорее, касаются российского народа, а не президента Барака Обамы или кого-либо еще.
Российские правительства давно известны своей стратегией «перемены темы разговора», когда тот становится неприятным. Советское правительство было в этом деле профессионалом, сообщая о масштабных планах по строительству жилья и железных дорог, подкрепляя информацию нескончаемыми волнами пропаганды того, что в «рабочем раю» все совершенно прекрасно.
Те дни ушли в историю.
Однако эта тактика, возможно, жива и по сей день. Уровень одобрения Путина резко взлетел вверх с момента присоединения Крыма, что российским телевидением преподносилось как братский жест для защиты русскоязычных жителей Крыма.
Почему же Путин сделал такой резкий ход?
Сразу после радости олимпийского праздника в Сочи — шедевра пропаганды высочайшего уровня – Мария Липман, специалист по Евразии в московском Карнеги-центре, писала, что Путин посмотрел в свой экономический «магический шар предсказаний» и увидел темный конец эпохи экономического роста, основанного на экспорте нефти и газа.
После роста в 7-8% на протяжении нескольких лет в недавнем прошлом, когда цены на нефть на мировом рынке были неимоверно высоки, российская экономика развивается со скоростью менее одного процента.
По сообщению Bloomberg News, экспорт нефти и газа составляет примерно половину доходов российского бюджета. С момента переизбрания Путина на пост президента в марте 2012 года рост замедляется каждый квартал.
Можно потратить 50 миллиардов на Олимпиаду и все еще иметь некоторые запасы, когда экономика растет. Однако эти миллиарды быстро накапливаются, когда экономика замирает на месте без особых шансов на значительные перемены.
Вкратце можно сказать, что наступают тяжелые времена.
Для Кремля это время сменить тему.
Если наблюдать за тем, что на самом деле происходит в России, с достаточного расстояния, картина, без сомнения, мрачна. Уровень рождаемости падает. Алкоголизм остается национальной чумой. Что касается самой экономики, более 420 миллиардов долларов было вывезено из страны за последние шесть лет. Россияне – крупнейшие иностранные инвесторы в Лондоне, причем не только в банковской сфере, но и в бизнесе и недвижимости.
Олигархи купили себе отличное место для мягкой посадки, если это понадобится.
Сейчас Москва выглядит сияющей и прекрасной. Однако это эффект экономического бума, который закончился.
Уровень жизни вряд ли улучшится в ближайшем будущем.
Поэтому Путин называет США, страны НАТО, Евросоюз и все, что он может связать с Западом, «внешней угрозой» родине. Потом он создает целый сценарий, в который входят даже «выборы», чтобы оправдать свои действия. Захват Крыма становится моральной необходимостью, чтобы защитить «наш народ, нашу родину».
Каким бы сомнительным этот сценарий ни казался с нашей точки зрения, стоит признать, что на его поверхности достаточно правды, чтобы породить сомнения. Крым когда-то был частью России, и там правда есть значительное количество русскоговорящих жителей. Здесь достаточно фактов, чтобы заставить поверить в эту сказку. Россияне обожают создавать истории, основанные на сомнении, особенно когда эти истории служат определенной цели на у них на родине.
Возвращение к риторике холодной войны – это именно то, на что рассчитывает Путин. Ему нужна эта внешняя угроза. К счастью, нам она не нужна, и мы можем позволить себе быть осмотрительными и не играть в эту игру.
Путин совершил большую ошибку, которая может сыграть ему на руку лишь в краткосрочной перспективе. Однако в дальнейшем Кремлю придется дорого заплатить за Крым деньгами, которых у России нет, что может создать условия для более радикальных шагов со стороны Путина. Однако мы должны помнить, что все это касается россиян, а не какой-то избитой мечты из ушедших дней холодной войны.
Чарльз Мэдиган (Charles M. Madigan) – почетный писатель в Университете Рузвельта, декан факультета журналистики. Работал корреспондентом UPI в Москве с 1977 по 1980 год.