Эта работа представляет собой не столько попытку прокомментировать статью под одноименным названием, недавно опубликованную в Limesonline, сколько желание заинтересованного российского читателя продемонстрировать итальянскому читателю свою точку зрения на проблему и на определенные западные политические стереотипы.
Я надеюсь, что статья поможет нам лучше понять друг друга, разъяснит наш способ мышления, политические подходы и надежды. Постараемся максимально терпимо относиться с политической точки зрения к собеседнику.
Вот некоторые клише.
По поводу «неоимперских амбиций Москвы»
Без сомнения многие русские, особенно среди старшего поколения, с горечью восприняли крах Советского Союза. Но сегодня и они понимают, что его реконструкция является чистой политической утопией. Даже если бы такому ходу событий благоприятствовали внешние политические условия, то с экономической точки зрения проект столкнулся бы с непреодолимыми трудностями. Особенно это касается бывших советских республик Средней Азии. Можно говорить только о межгосударственных экономических ассоциациях типа Таможенного союза и, может быть, о какой-то форме координации в области внешней политики.
Среди всех бывших советских республик Украина занимает особое место. Киев считается «матерью городов русских». Отсюда началось строительство Российского государства. Половина населения Украины говорит по-русски, и многие по обе стороны границы считают русских и украинцев единым народом, который сегодня оказался разделенным. Кажется, эти чувства сходны с чувствами немцев Восточной и Западной Германии после Второй мировой войны вплоть до объединения.
Россия одной из первых признала независимость Украины. Позитивные, дружеские и экономически выгодные отношения продолжали бы развиваться, если бы не вмешательство геополитических факторов. Первые заявления о возможном присоединении Украины к НАТО стали циркулировать еще во время президентства Кучмы.
В политических кругах Москвы вмешательство Запада в украинские дела рассматривалось как попытка ослабить геополитическое положение Российской Федерации как на политическом, так и на военном уровне. Многие считают, что вхождение Украины в евроатлантические структуры и в Европейский Союз неизбежно приведет к размещению ракет НАТО на границах с Калужской, Белгородской, Брянской, Ростовской и Орловской областями.
Нельзя рассчитывать на заверения ЕС и Соединенных Штатов, потому что западные страны и в первую очередь США после развала СССР открыто полагались на силу при решении своих задач во внешней политике, явно нарушая нормы международного права. Российское руководство и большая часть населения считают, что Украина представляет собой что-то вроде Рубикона, красной линии, которую Запад переступать не должен. Если он это сделает, то это приведет к ужасным последствиям в международных отношениях, а, возможно, и к военному конфликту.
Ситуация может быстро выйти из-под контроля и привести к открытому военному конфликту, который в какой-то момент может стать неизбежным.
Миф о пророссийски настроенном Януковиче
Янукович никогда не относился к России с симпатией. Его предвыборная кампания как 2004-го, так и 2010-го годов была организована группой американских политических консультантов во главе с Полом Манафортом. Их действия координировало американское посольство в Киеве. Действительно, Янукович использовал в качестве пропаганды политические лозунги, соответствующие интересам юга и запада страны. Обещания, касающиеся статуса русского языка и развития отношений с Российской Федерацией, были быстро забыты после того, как он стал президентом.
О «мирном» характере Майдана
Мирный характер носили в основном действия сил правопорядка, которые должны были противостоять манифестантам, будучи вооруженными только щитами, резиновыми дубинками и шумовыми гранатами. Ситуация не изменилась, даже когда экстремистская организация «Правый сектор» стала использовать вооруженных снайперов. Среди жертв столкновений преобладают раненые и обожженные бутылками с зажигательной смесью агенты сил правопорядка.
Ни в одной европейской стране, а тем более в Соединенных Штатах Америки эти действия не стали бы рассматривать как «мирные». Здесь действуют двойные стандарты. В результате на Майдане демонстрациями умеренных партий воспользовались неонацисты. Используя штурмовые отряды, угрожая физической расправой депутатам и их семьям, они вынудили парламент свергнуть законного президента и избрать новый законодательный орган и нового председателя Верховной Рады, который до сих пор действует в качестве главы государства. Запад считает этот парламент и его руководство законными и требует от России признания.
По поводу отказа Януковича подписать последнее соглашение с Европейским Союзом
Перемену намерения украинского президента связали с давлением, которое оказал на него президент Владимир Путин, предложивший приобрести государственные ценные бумаги Украины за 15 миллиардов американских долларов и предоставить скидку на цену за газ. По-видимому, такое соглашение было реально достигнуто. По этому случаю российский президент перечислил проблемы, с которыми украинская экономика должна была бы столкнуться после подписания соглашения с ЕС. Многие предприятия должны были бы прекратить свое существование из-за невозможности выдерживать конкуренцию с европейскими товарами. Россия была бы вынуждена перекрыть границу для украинских товаров, что привело бы к снижению объема продукции и значительным потерям в экономике Киева, которая в основном ориентирована на российский рынок.
Конечно, Янукович не прочел все 960 страниц соглашения с ЕС, а тот, кто мог бы объяснить ему сущность контракта, либо сознательно уклонился от этого, либо не смог встретиться с президентом, либо боялся это сделать, зная его характер. Януковичу пришлось выслушать Путина…
О ситуации в Крыму
Ключевой вопрос всего дела — это признание законности референдума о самоопределении Крыма и возможном присоединении к Российской Федерации. Естественно, точка зрения западных стран полностью отличается от точки зрения Москвы. Россия ссылается на прецедент с Косово. Тогда Запад признал независимость и право албанцев на самоопределение, а теперь отказывается признать такое же право за жителями Крыма, которые выразили свою волю.
Запад утверждает, что Косово представляет собой «особый» случай, но не объясняет, в чем его особенность. Как известно, Россия не признала Косово, но воспользовалась случаем для признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Теперь настал черед Крыма. Многие эксперты задают себе вопрос, почему Соединенные Штаты создали такой прецедент, опасный для некоторых европейских стран, в которых сильны сепаратистские тенденции? Они пришли к общему мнению, что основная цель американской дипломатии заключалась в том, чтобы ослабить политически Европейский Союз.
С целью ослабить своего основного союзника и серьезного конкурента на международной арене в политической, экономической и финансовой областях, Вашингтон предпринял серию инициатив. Он разместил в Европе новые компоненты ракетного оборонного щита, подтолкнул ЕС к постоянному расширению за счет экономически слабых стран, способствовал увеличению разногласий между странами-членами Евросоюза и Россией сначала в политической области, а после санкций в ответ на украинский кризис также и в экономической. Нормализация политических и экономических отношений между ЕС и Россией на основе соответствующих природных и технологических ресурсов воспринимается Соединенными Штатами как угроза собственному статусу единственного глобального лидера.
Сходна ситуация на Украине с положением дел в бывшей Югославии. Ей дается односторонняя интерпретация, а произвольная трактовка международного права в перспективе ставит под вопрос само ее существование.
Без ясных, общепризнанных и обязательных для соблюдения правил мир будет погружен в хаос, так как альтернативой международному праву может быть только использование силы. К сожалению, мир движется в этом направлении, то есть к новой мировой войне.
Как в России оценивается угроза Запада ввести санкции
Политики, средства массовой информации и общественное мнение задаются вопросом, что мешает объединению с Крымом политически и экономически. В этот момент ответа нет ни у кого, так как слишком много неизвестных, которые надо принимать во внимание. Конечно, американцы готовы наложить санкции, а среди европейских стран отсутствует единодушие. Причина заключается в том, что придется заплатить не только экономическую цену (а экономика Европы и так ослаблена), но существуют и чисто политические причины.
Приближаются выборы на фоне усиления в Европейском Союзе консервативных сил и тенденций. Консервативные лидеры менее восприимчивы к воле американцев и более расположены к принятию решений в национальных интересах без оглядки на идеологические догмы холодной войны. Этой линии поведения они будут следовать во время предвыборной кампании. Однако неизвестно, захотят ли или смогут, пребывая под давлением американцев, консервативные лидеры сохранить свою линию поведения после выборов. От этого многое зависит.
Конечно, аннексия Крыма Россией не признана большей частью мира. Даже некоторые лидеры бывших советских республик не полностью определились в этом вопросе. Но нельзя ожидать их безусловного одобрения, хотя союз между бывшими советскими республиками (например, в форме конфедерации) помог бы разрешить многие проблемы (в частности, проблему Нагорного Карабаха). Многие стараются не драматизировать ситуацию, даже если будут введены экономические санкции.
Некоторые думают, что санкции станут стимулом для решения многих проблем, например, помогут борьбе с коррупцией (российские вклады в западных банках — это почти всегда проявление коррупции), заставят инвестировать капиталы в своей стране не только в сырьевые отрасли, будут способствовать развитию малых и средних предприятий и так далее. Никогда не предпринималась попытка решить все эти известные нам проблемы из-за инерции, легких доходов за счет экспорта сырья и энергетических ресурсов.
О подписании договора о политической ассоциации новым руководством Киева с ЕС
Официальные комментарии по этому вопросу пока не были сделаны. Кажется, у российской стороны, этот аспект не вызывает особой озабоченности. Причина этого проста: пока неизвестно, как будет развиваться ситуация в Киеве.
Новое украинское правительство проявляет все большую зависимость от неонацистов, что становится ясно населению, силам умеренной оппозиции и международному сообществу. Экономика страны стоит на пороге дефолта, если еще не вошла в него. Из этой ситуации можно выйти только в результате быстрого восстановления ухудшившихся экономических связей с Россией и другими странами Таможенного союза. В течение некоторого периода времени самые срочные нужды бюджета могут удовлетворяться за счет займов и финансовой помощи западных стран. Но они не помогут оздоровить экономику страны, потому что служат только для поддержки режима.
Падение правительства — это проблема, которая возникнет в ближайшем будущем. Власть, которая заменит нынешние исполнительные органы, будет считать себя свободной от международных обязательств, подписанных Западом с явно незаконным режимом.