В последние годы неверные статистические данные об объеме внутреннего и въездного туризма в Иране мешали развитию этой отрасли в стране.
Последние дни уходящего года по иранскому календарю, приходящиеся на десятые числа марта, для многих иранцев связаны с новогодними покупками и генеральной уборкой в доме. Однако некоторые гораздо усерднее занимаются подсчетом прибылей и убытков за прошлый год и рассматривают предложения о специальных новогодних турах.
Подсчет прибылей и убытков и сезонный туризм в новогодние праздники иранцев в конце марта — начале апреля тесно связаны между собой, потому как всякий раз наступление Нового года в Иране (21 марта) является временем, когда официальные лица страны отсчитываются об объеме туризма в прошлом году и перспективах его развития в будущем.
Заявленная статистика о развитии туризма в Иране свидетельствует о значительном росте числа внутренних и иностранных туристов. Между тем многие эксперты и официальные представители туриндустрии считают, что приведенные данные о количестве купленных путевок не являются достоверными.
По сообщению собственного корреспондента иранского информационного агентства IRNA от 8 марта нынешнего года, вице-президент и глава Организации культурного наследия, ремесел и туризма Ирана Масуд Солтанифар назвал статистику, заявленную предыдущим руководством ведомства, «недействительной» и отметил, что вместо помощи в надлежащем планировании туриндустрии неверные статистические данные о развитии туриндустрии мешают ее развитию.
В апреле 2012 года на сайте газеты Jame Jam было размещено заявление замглавы по туризму Организации культурного наследия Манучехра Джаханияна о том, что за прошедшие новогодние праздники в Иране количество туристов выросло до 153 миллионов человек.
Однако, как сообщает интернет версия газеты Hamshahri от 15 марта нынешнего года, Солтанифар признался, что заявленное тогда число иностранных туристов было в действительности намного меньше. Нынешний глава Организации культурного наследия заявил, что на самом деле количество иностранных туристов было не 4,3 миллиона человек, а меньше одного миллиона.
В связи с этим создается впечатление, что официальные органы не располагают точными сведениями о количестве иностранных туристов, посетивших Иран.
Туризм внутри Ирана – величие на фоне жалкой статистики
Британское издание Guardian в своей статье, опубликованной в октябре прошлого года, указало на то, что Иран располагает значительными возможностями для развития внутреннего туризма, сообщив, что официальные представители Исламской республики стали прилагать новые усилия для продвижения этой отрасли.
В частности, авторы статьи отмечают, что Иран — это совершенно особенная страна, потому что в ней находится 16 туристических мест, официально признанных ЮНЕСКО объектами мирового наследия.
Кроме того, прошлым летом Всемирная туристическая организация ООН признала Иран в числе 10 стран мира, в которых расположены самые выдающиеся туристические достопримечательности. Та же организация опубликовала рейтинг самых интересных стран мира с точки зрения экотуризма, в котором Иран оказался на пятом месте. Между тем доля Ирана в колоссальных доходах от туризма во всем мире остается крайне незначительной и составляет меньше 0,1%.
По данным Всемирной туристической организации в 2012 году, количество путешественников во всем мире составило около одного миллиарда человек, что на 4% больше, чем в предыдущем году.
Основными странами, привлекающими внимание туристов, являются Франция, Соединенные Штаты и Китай, которые посетили соответственно 83, 67 и 58 миллионов человек. Из числа соседей Ирана наибольшим успехом среди приезжих отдыхающих пользуется Турция, куда приехали за год 36 миллионов туристов, поэтому после Испании и Италии эта страна занимает почетное шестое место. Среди азиатских стран в 2012 году наибольшего успеха достигла Малайзия, расположившаяся на 10-й строчке. На ее курортах отдохнули 25 миллионов человек со всего мира.
Рост числа иностранных туристов напрямую связан с увеличением доходов стран от туриндустрии. К примеру, в том же году прибыль США в этой отрасли составила 126 миллиардов долларов, а Турции — более 25,5 миллиардов.
По подсчетам Всемирной туристической организации, в рейтинге ближневосточных стран (за исключением Турции), составленном по количеству въехавших в 2011 году туристов, Иран уступил Саудовской Аравии, Египту, Объединенным Арабским Эмиратам и Иордании.
По данным той же организации, в 2011 году Исламскую республику посетили 3,3 миллиона иностранных туристов, что принесло стране прибыль в размере всего лишь двух миллиардов долларов. В опубликованном до этого списке стран, пользующих наибольшим успехом среди туристов во всем мире, Иран занял 68-ю позицию.
Отметим, что доклады Всемирной туристической организации были составлены на базе статистики, предоставленной официальными структурами внутри Ирана. Сомнения относительно приведенной статистики внутренних и въезжающих туристов демонстрируют крайне неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в иранской туристической сфере.
В статье от 19 мая 2013 года информационное агентство Mehr со ссылкой на официальные данные Организации культурного наследия, ремесел и туризма изучило состояние данной отрасли за последние восемь лет.
По версии агентства, в 2005 году страну посетили 1,162 миллиона иностранных туристов. В марте 2011 руководство Организации культурного наследия заявило, что эта цифра возросла уже до 2,59 миллиона человек.
На праздновании по случаю наступления 1392 года по иранскому календарю (21 марта 2013 – 20 марта 2014) Мохаммад Шариф Молькзаде, возглавлявший тогда Организацию культурного наследия, сообщил, что за прошедший год, то есть за период с 20 марта 2012 до 20 марта 2013, Иран посетили 3,8 миллиона иностранных туристов. Это означает, что почти за восемь лет с 2005 по 2013 года их число увеличилось более чем в три раза.
Тем не менее, многие эксперты считают, что значительное влияние на развитие туриндустрии в Иране оказали такие факторы, как рост противоречий Тегерана с западными странами по поводу его мирной ядерной программы, увеличение санкций, взлет антииранской пропаганды в политических и журналистских кругах и даже звучащие все громче угрозы военного нападения на страну.
Как утверждает Mehr, наблюдается некоторое несоответствие представленных данных как в плане заполняемости иностранными туристами иранских гостиниц и покупки ими турпутевок, так и посещения ими достопримечательностей внутри страны.
Объясняя причину такого противоречия между заявленной статистикой и истинным положением дел, авторы статьи отмечают, что виной всему совмещение количества туристов с числом въезжающих иностранных граждан или транзитных пассажиров, пересекающих границы страны. С другой стороны, разные государственные инстанции, такие как пограничная, полицейская и миграционная службы, статистикой который пользуется Организация культурного наследия, придерживаются разных критериев в оценке статуса человека, считающегося туристом, и, как правило, называют так всех, кто въезжает в страну.
Внутренний туризм и все те же неверные данные
Как уже было отмечено, одной из причин, мешающих развитию туризма в Иране, является предоставление неверной статистики. То же самое касается и внутреннего туризма.
Как считают некоторые специалисты, причиной неточной статистики стало использование в последние годы нестандартных критериев для подсчета иностранных туристов.
В связи с этим можно считать, что за ряд последних лет 160 миллионов человек, заявленных как внутренние туристы, на самом деле являлись обычными пассажирами. Ведь необходимо помнить, что турист и простой пассажир — это разные понятия, поэтому использовать одинаковые критерии для их общего подсчета некомпетентно, а если все же это делается, то для пропагандистских целей, а не для практических.
По мнению экспертов, в международной практике туристом принято считать того, кто за период от одного дня до одного года пребывает в каком-либо туристическом районе, пользуется его инфраструктурой (гостиницами, ресторанами и так далее), а также приносит прибыль принимающей стороне.
Однако за последние несколько лет в Иране стало правилом считать туристами тех людей, которые всего-навсего ездят из одного города в другой. Например, простой гражданин, оправившись на новогодние каникулы по случаю наступления 1391 года, состоявшегося 21 марта 2012, по маршруту Тегеран — Йезд и посетив по пути города Кум, Кашан, Эрдестан, Наин и Эрдекан, целых шесть раз считался туристом.
Использование ошибочных критериев, в результате которых складывалась неверная статистика, заставило канцелярию замглавы по туризму Организации культурного наследия сформировать специальный штаб статистики, в задачи которого входит использование научных статистических методов для подсчета фактического числа иностранных и внутренних туристов.
По сообщению информагентства IRNA от 8 марта этого года, нынешний замглава по туризму Организации культурного наследия Мортеза Рахмани-Моваххад обещал, что, в отличие от прошлой практики использования неадекватных критериев при выведении статистики, при подсчете числа туристов в этом году, который состоится после окончания текущих новогодних каникул, будет задействован совершенно новый научно-статистический инструментарий.
Выводы
Вполне очевидно, что Иран со всеми его возможностями в плане привлечения колоссального числа туристов пока что крайне отстает в плане развития собственной туристической индустрии. При этом важно учитывать тот факт, что ежегодно в период весенних двухнедельных каникул по случаю наступления нового года по иранскому календарю огромное количество уже иранских туристов отправляются путешествовать в другие страны и вывозят с собой миллиарды долларов.
По словам главы Организации культурного наследия, в 1391 году (20 марта 2012 – 20 марта 2013) на каждый миллион настоящих туристов, въехавших в Иран, приходилось 7,8 миллионов выехавших туристов.
По сообщению онлайн-версии газеты Hamshahri от 15 марта этого года, глава Организации культурного наследия Масуд Солтанифар отметил, что если каждый иранский турист, выехавший в другую страну, потратил там в среднем 1200 долларов, то получается, что из страны было вывезено валюты на сумму 10 миллиардов долларов, при том что ввоз валюты составил только два миллиарда.
По мнению экспертов, отрицательный баланс туриндустрии Ирана существует на фоне того, что многие иранские туристы, побывавшие за границей, не сильно заинтересованы в путешествии по собственной стране и вообще не видели многие национальные достопримечательности. Это при том, что в других странах посещение гражданами собственных культурных объектов стоит на первом месте.
С другой стороны, одной из самых главных причин отрицательного баланса туриндустрии в Иране специалисты считают слабость туристической инфраструктуры.
В связи с этим бывший глава Организации культурного наследия Мохаммад Али Наджафи в своей статье под заголовком «Дипломатия туризма», опубликованной в газете Iran 1 октября прошлого года, признал, что отсутствие глубокого и точного понимания сути туриндустрии у руководителей и сотрудников этой области является главным фактором ее неблагополучного состояния за все предыдущие годы.