Некогда случилась колонизация... Первыми колонизаторами были исключительно европейские феодалы и короли (так что мы знаем, откуда взялись некоторые наши привычки). Они пришли грабить наши богатые ресурсами страны, потому что их собственные земли были значительно меньше, их сельское хозяйство менее продуктивно, и там ничего не вырастало в течение холодных зим – лишь один летний урожай в году против двух или трех в Южной Азии. К сожалению, наши избранные лидеры не оценили, как хорошо нам жилось – даже при том, что большая часть из них эксплуатировала крестьян и обогащалась.
Они были весьма умны, играя в большинстве своем на обеих сторонах, как двойные агенты. Колонизаторы предписали нашей элите получать их образование и использовать их технологии, а наша элита, в свою очередь, не использовала наши собственные знания, которым уже 10 000 лет.
После Второй мировой войны, когда жители колоний подверглись ужасным испытаниям, несмотря на последующую победу, они обнаружили, что колониализм уже ни на что не годен. Происшедшее не слишком обеспокоило их, так как они научились понимать администрацию бывших колоний, с которой говорили на принятом от неё языке и могли вести с ней дела. Они осознавали тяжкий груз новых обязанностей, с которыми пришел статус новой государственности. Они знали, что торговля и товары, в которых они по-прежнему нуждались, будут продолжать поступать, в чем больше всего они и были заинтересованы, и всё это будет продолжаться на их условиях, по крайней мере, на какое-то время.
Что ещё тогда четко поняли совсем немногие, так это то, что Америка, невредимый победитель во Второй мировой войне, полностью захватила страны «нового независимого» мира заодно с подчинившейся ей Европой с помощью новой глобальной финансовой системы, контролируемой именно США. Они осознали тогда, деньги какой страны имеют настоящую цену по сравнению с их собственными. И потому, что все экономисты пришли к нам с запада от наших границ и обладали редкой способностью авторитетно подсовывать монетарную теорию (и фантастику) как факт, мы поверили им во всем, в том числе более низким ценам, чем те, которые должны были бы назначить на наши экспортные товары.
В качестве управляющего координатора американцы создали Всемирный банк. Первоначально он не должен был иметь дело с финансовым жонглированием десятками международных валют в интересах стран-эмитентов. Он был нужен для управления кредитами, предназначенными для восстановления разоренной войной Европы. Но потом Америка бесцеремонно вытолкнула Всемирный банк из бизнеса с «планом Маршалла». Он раздал все деньги, в которых нуждалась Европа, в виде грантов, которые не надо было выплачивать.
Именно тогда Всемирный банк проявил гибкость и изобрел бизнес так называемого «развития» для бывших колоний, которые оскорбительно назвали «третьим миром»: нас разоряли достаточно долго, чтобы мы получили это звание. Высоко оплаченные, переоцененные банкиры, которые, безусловно, были частью централизованного глобального финансового сговора, облегченно вздохнули.
Было достаточно легко одурачить наивные новые независимые страны схемами кредитования, разработанными с таким расчетом, чтобы «развитие» стало перманентным состоянием этих стран, и они никогда гарантированно не стали бы достаточно развитыми, чтобы обойтись без Всемирного банка. (Потому что, по логике вещей, если бы все страны стали в достаточной степени развитыми через пару десятков лет, Всемирный банк стал бы никому ненужным и его бы расформировали). Ах да, коррумпированные органы управления были частью этой методологии.
Для этого предусмотрительные американцы встроили в схему МВФ – для поддержания вечного долга. Уловка сработала. Несмотря на заимствованные у них многие и многие миллиарды, мы по-прежнему остаемся нищей страной. За каждый доллар, который мы занимаем, мы отдаем несколько, отдаем до бесконечности, потому что ростовщические проценты делают невозможным погашение основной суммы.
МВФ институционализировал и узаконил нарушения прав человека и конституционных прав посредством так называемой «структурной перестройки». Демократия была похищена с этого момента в 80-х годах, – хотя и с добровольного согласия ограбленной, скомпроментированной и никем не избранной власти. Государство с тех пор сократило ассигнования до нищенского минимума, отказывая в базовых коммунальных услугах и праве на достаточное питание, водоснабжение, здравоохранение, образование, жилье и доступ к пользованию общественной землей для беднейших слоев населения. Вместо этого деньги постоянно направлялись в другую сторону – на погашение кабальных займов и кредитов. Кто-нибудь спрашивал народ или наш парламент? Нет. Что, МВФ заменяет наши правительства? Нет. А парламент и политические партии когда-либо подвергали сомнению легитимность структурной перестройки? Нет. А почему?
Действительно, Всемирный банк и МВФ повторно колонизировали нас на начальном этапе взаимодействия, и мы даже не раскусили этого – или наши органы управления сознательно все эти годы смотрели сквозь пальцы! Как будто это было не достаточно плохо, правительства подписали договор с ВТО, которая даже не является международной организацией – типа ООН, но состоит из частных юридических лиц, созданных преимущественно американскими транснациональными корпорациями и мировыми банками. Они начали использовать весь Юг Азии как один большой комплекс материалов и рабочей силы, а позже – как массовый рынок сбыта – в том числе с помощью новых форм эксплуатации и оптовой торговли, основанных на незаконно полученных патентах на производство и сбыт.
Крупнейшим мошенничеством была концепция «свободной торговли», как будто это исключительное право «избранных». Но нет пока такого явления, как свободная торговля, которая предполагала бы обеспечение равного достоинства и переговорной силы со стороны всех вовлеченных в неё сторон. Ведь правила были созданы главенствующими державами, основаны на неравноправных условиях и навязанных вынужденных уступках, – путь, проложенный МВФ и Всемирным банком на принципе ультиматума: «бери или проваливай». И это далось особенно тяжкой ценой и нарушениями прав человека.
Первая обязанность любого государства заключается в удовлетворении основных потребностей всех граждан – до того, как оно может потратить остальные полученные им доходы. Вместо этого вся экономика, особенно сельское хозяйство, наш основной источник продовольствия и экспорта, рассматривается в качестве личной вотчины паразитирующего меньшинства – с целью максимального увеличения экспорта. И, разумеется, на выполнение обязательств по удовлетворению потребностей граждан не остается практически ничего. В сущности, нет реальных политических границ, которые нельзя было бы пересечь на коммерческой основе. Избранные правительства даже отказываются отделять отечественные деньги и торговлю от иностранных операций, запутывая финансы всё больше и оставляя граждан без какой-либо защиты или надежды на народовластие.
Мы получаем огромные миллиарды прибылей. Но мы также теряем миллиарды на сложных процентах МВФ (не говоря уже о нашем собственном воровстве). Теряем настолько много, что не остается денег на завершение строительства инфраструктуры, предназначенной для полноценного предоставления основных государственных услуг, необходимых для стимулирования местной экономики.
Сегодня демократия – лишь пустой звук, наш беззубый парламент соблюдает формальности, даря ложные надежды простым гражданам и наивным или обслуживающим корпорации электронным СМИ. Политика для грабителей – всего лишь легкий путь к украденным богатствам. Правители упали в объятия глобальных инвесторов, не имеющих симпатий ни к одной стране, – им нужна лишь удобная административная процедура, чтобы получить право на вход в неё.
Сегодня унилатерализм и приватизация заменяют демократию, а распродажа стратегических активов иностранным державам или их местным представителям – называется по-модному «глобализация». Остальные беспомощно и тихо смотрят на это из-за страха потерять работу или жизнь. Преемники Пакистанской мусульманской лиги (политическая партия, организованная в 2002 году – прим. переводчика) до сих пор не вернули земли фермерам, как обещали. Вместо этого проинвестированное из-за рубежа крупное сельскохозяйственное производство с компьютеризированной техникой собирается в одиночку обработать миллионы акров земли, вытесняя крестьян, которые могли бы быть задействованы на семейных сельскохозяйственных наделах и обеспечить продовольствием как граждан страны, так и экспорт.
Автор – бывший журналист, а ныне директор «Зеленой экономической инициативы» в обществе Ширката Гах, информационно-пропагандистской и отстаивающей права человека группы.