Нервозность, порожденная событиями на Украине и последующей аннексией Крыма, незамедлительно отразилась на финансовых рынках. Хотя геополитическая ситуация до сих пор остается неопределенной, относительная структурная слабость российской экономики, как ни парадоксально, служит наилучшим доказательством невысокой вероятности эскалации конфликта. Приписываемые Владимиру Путину империалистические планы на самом деле плохо сочетаются с макроэкономической ситуацией в стране.
Устойчивый баланс...
В 1997-1998 годах масштабный кризис в развивающихся странах достиг своего апогея с дефолтом в России. Тем не менее, взлет цен на нефть и газ в начале 2000-х годов позволил стране поправить свое финансовое положение. Вызывающий зависть у большинства развитых стран объем долгов (10% ВВП), безработица на уровне 5,5%, огромные валютные резервы (порядка 500 миллиардов долларов) и стабильно положительный платежный баланс — все это создает образ прочной российской экономики.
... при тревожных перспективах
Однако в экономике России все не так гладко. Золотой период 2000-2005 годов, когда показатели роста находились у отметки в 6%, остался в прошлом: результаты страны за 2013 год оказались весьма разочаровывающими (1,3%), а сейчас перед ней в полный рост встал призрак рецессии. Хотя кризис 2008 года и коррекция цен на сырье, безусловно, сыграли свою роль, нынешнюю ситуацию объясняет и целый ряд других факторов.
Во-первых, это вопиющая нехватка инвестиций - как в инфраструктуру, так и в производственные мощности. Нефтегазовая манна должна помочь стране подготовить благоприятную почву на будущее и сократить сформировавшуюся у нее огромную зависимость от этого сектора. Тем не менее, передача этих ресурсов в руки нескольких олигархов и сохранение гигантского, но неэффективного госсектора не лучшим образом отражаются на перспективах страны. Повальная коррупция тоже становится серьезным препятствием для прямых иностранных инвестиций, в которых так нуждается страна для модернизации производства. Со многих точек зрения Россия страдает от тех же бед, что Индия и Бразилия, где экономический рост упирается в недостаток инфраструктуры. Китай же сейчас, наоборот, заработал несварение из-за переизбытка инвестиций.
Несмотря на спад экономического роста, инфляция в стране все равно остается высокой (6,5%). Причиной тому служит вялость конкуренции (олигополия) и слабость рубля, которая поднимает цены на потребительские товары (по большей части их импортируют из-за границы). Высокая инфляция вынуждает Центробанк удерживать на высоком уровне ставку рефинансирования, которая представляет собой естественный тормоз для экономики. Более того, в начале марта он резко поднял ее (с 5,5% до 7%), чтобы поддержать рубль под давлением сильнейшего оттока капиталов (60 миллиардов долларов в 2013 году и уже более 50 миллиардов в 2014 году).
Несмотря на вроде бы прочное финансовое положение, сегодня Россия намного уязвимее, чем кажется. И даже постоянный газовый шантаж Европы сегодня выглядит малоубедительным, потому что страна отчаянно нуждается в идущих от экспорта ресурсах. Кроме того, хотя националистическая риторика и может дать краткосрочную прибавку к рейтингам, причиной поддержки нынешней власти в народе было в первую очередь повышение покупательной способности и уровня жизни. Поэтому, хотя «мягкая» экономическая сила международного сообщества и навлекла на себя немало насмешек с начала украинского кризиса, она более чем реальна. Масштабные санкции могут погрузить Россию в глубокую рецессию, что чрезвычайно опасно для стабильности режима.
Все эти экономические реалии наводят на мысль о скором снижении накала страстей. Тем не менее, как и дела сердечные, (гео)политические решения иногда противоречат логике...