Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран — ядерная держава без ядерного оружия

© Фото : East NewsИспытания ракет в Иране, 2013 год
Испытания ракет в Иране, 2013 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня исламский Иран — флагман «мирного ядерного движения» в регионе Ближнего Востока и первая достойная ядерная держава. Сохраняя национальные ядерные технологии мирного характера, ИРИ представляет собой «ядерную державу без ядерного оружия». Разумеется, это не помешает сохранению и укреплению военной мощи Ирана в рамках доктрины активной обороны.

Сегодня исламский Иран — флагман «мирного ядерного движения» в регионе Ближнего Востока и первая достойная ядерная держава. Исламская республика Иран, сохраняя национальные ядерные технологии мирного характера, представляет собой «ядерную державу без ядерного оружия». Разумеется, сохранение и укрепление военной мощи Ирана в рамках доктрины активной обороны, не допускающей использование ядерного орудия, будет продолжено. Между тем тема создания мира без ядерного оружия по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Настойчивое стремление Ирана обзавестись собственным мирным атомом породило волну аналогичных требований и всеобщего пробуждения в ближневосточном регионе, так что многие из стран региона, имеющие в своем распоряжении ископаемые энергоресурсы (нефть и газ) и поэтому не использовавшие ранее мирную ядерную энергию, сегодня задумались об этом или уже заключили соответствующие межгосударственные соглашения. С точки зрения Ирана, данный процесс свидетельствует о развитии Ближнего Востока.

Всем, что добилась в этой сфере Исламская республика Иран, она обязана мудрой политике Духовного лидера аятоллы Али Хаменеи, героически погибшим иранским физикам-ядерщикам, круглосуточной работе молодого поколения ученых, активной национальной дипломатии и терпению всего иранского народа.

Превращение «переговорного процесса» в «письменный документ», которого должны придерживаться и другие шесть западных стран, было непростой и очень трудоемкой работой. В дипломатии чем сложнее обсуждаемая проблема, тем больше времени требуется на составление соглашения о ее решении, а в уже составленном документе всегда обнаруживаются некоторые противоречивые моменты.

Важно то, что такие соглашения должны носить конструктивный характер, который бы укреплял государственную стратегию и помогал группе переговорщиков добиваться законных прав народа и намеченных целей. Что касается ядерной проблемы, то Духовный лидер Ирана полностью доверяет лицам, уполномоченным вести переговоры, а сам министр иностранных дел и вся его команда сосредоточили свои усилия на том, чтобы скрупулезно, ответственно и с достоинством защищать права иранского народа на получение собственной ядерной энергии. Члены иранской делегации, принимающей участие в обсуждении ядерной программы, с оптимизмом смотрят на будущее переговоров, трезво оценивая прошлые действия Соединенных Штатов и некоторых других западных стран. Конечный же исход переговоров будет зависеть от практических действий партнеров Ирана.

Для Исламской республики чрезвычайно важно сохранить национальные технологии обогащения урана, работающие в мирных целях, ведь принцип их использования основывается на разрешении всем странам использовать «мирную» атомную энергию и осуществляется в сотрудничестве с Международным агентством по атомной энергии.

Некоторые круги распространяют слух о том, что Тегеран, ожидая для себя уступок в плане переговоров по ядерной проблеме, готов прекратить свою поддержку исламского сопротивления на Ближнем Востоке и своих региональных союзников. Однако те, кто пытаются внушить такую мысль, по-видимому, плохо представляют себе стратегию иранских властей. Ведь иранское руководство много раз отчетливо заявляло, что переговоры будут касаться исключительно мирного атома, а сама стратегия Исламской республики основывается на дружбе, братстве и всестороннем сотрудничестве с региональными государствами и особенно со своими соседями, а также непризнании законности сионистского режима и поддержке угнетенного палестинского народа.

Некоторые западные страны стараются представить ядерную тему Ирана в качестве «фактора угрозы международной безопасности». Однако Тегеран в ходе переговоров отчетливо заявил о настоящих факторах, угрожающих международному миру и безопасности, и своей активной роли в процессе достижения ощутимых результатов, основанных на взаимовыгодной дипломатии посредством диалога и конструктивного взаимодействия между сторонами.

Благодаря этим непродолжительным, но все же весьма серьезным переговорам в условиях меняющейся глобальной системы и острейших кризисов Иран предоставил Соединенным Штатам и другим странам «шестерки» возможность по-новому, используя логику и разум, взглянуть на процессы регионального развития и формирования безопасности на Ближнем Востоке и во всем мире.

В нынешней ситуации политическим кругам Запада весьма полезно обратиться к мнению некоторых собственных теоретиков. Так, профессор политологии Стэнфордского университета Скотт Саган, специализирующийся на ядерном аспекте международных отношений, в своих дебатах с коллегой Кеннетом Уолтцом из Калифорнийского университета заявил: «Я уверен, что Иран — это ядерная держава, лишенная ядерного оружия. Эта страна представляет собой достойную модель, которой, как я думаю, должен следовать весь остальной мир, — обладание полезными ядерными технологиями без оснащения ядерным оружием. Я убежден, что любая страна, желающая получить доступ к ядерным технологиям, имеет на это полное право. Не все стремятся использоваться свои возможности в плане ядерной энергии, чтобы создать ядерную бомбу, а исторический дуализм в политике Запада даже привел к образованию „потухших ядерных государств“. По прогнозам, в будущем появится еще больше таких стран, которые располагают ядерными технологиями, но при этом не имеют самого ядерного оружия. Мы должны оставить в прошлом ядерное оружие и создавать мир, в котором используется только мирный атом. Это гораздо лучше, чем „мир ядерного ежа“, который изображает Кеннет Уолтц».

Специалист по международным отношениям Джефри Вайсман в своем критическом обзоре назвал политику Буша «трагедией для дипломатии» и заявил, что под началом этого президента США совершили явные нарушения в плане дипломатической культуры. В частности, не были полностью задействованы инструменты дипломатических переговоров, часто применялась сила, отрицались традиционные принципы, основанные на дипломатических традициях и протоколе.

Уже упоминавшийся профессор политологии Кеннет Уолтц, придерживающийся неореалистического взгляда на развитие международных отношений, комментируя в одном из своих выступлений условия, сложившиеся в ближневосточном регионе и в мире в целом, подчеркнул, что Иран следует логике и располагает определенной мощью. Ученый также посоветовал американскому президенту воздержаться от угроз и запугивания в адрес этой страны. По его словам, американцы «сейчас повсюду раструбили об иранской угрозе, между тем диалог следует вести с большим хладнокровием и пониманием сути дела».

Выводы

Во-первых, необходимо согласиться, что в современном мире многие понятия времен холодной войны ушли в прошлое. На мировой арене появились новые игроки, которые кардинальным образом изменили традиционные правила международных отношений. Одним из таких главных игроков является Исламская республика Иран, поэтому Белому дому, следуя логике перемен, необходимо задуматься о собственной политике, а не решать постоянные кризисы.

Во-вторых, если светлые умы в Соединенных Штатах и других странах «шестерки» действительно добиваются «создания благоприятных условий» и «сокращения собственных потерь», они должны использовать «дипломатию серьезных переговоров», а не «риторику угроз и указание на наличие военной альтернативы». Усилия сложившейся «семерки», то есть шести западных государств и Ирана, следует направить на создание «коллективной взаимовыгодной дипломатии» ради обеспечения мира и стабильности на мировом и региональном уровнях. Несомненно, укрепление переговорного процесса новой «семерки» и достижение удовлетворительных для всех сторон результатов можно реализовать только в том случае, если предпочтение будет сделано в пользу логичной риторики диалога и мысли о положительных последствиях любого коллективного соглашения, а не сохранению деструктивной «риторики, разрушающей общение».

В-третьих, специфика существующих в Иране религии, культуры и традиций, а также достижения восьмилетней обороны страны от натиска режима Саддама Хусейна доказывают, что Исламская республика считает полезным для стран региона и всего человечества в целом придерживаться «конструктивной дипломатии и партнерства» и отвергает «дипломатию обмана, угроз и применение силы». Иран остается верен политике дружбы и сотрудничества со всеми странами мира, отводя при этом особое значение региональным и пограничным государствам.

Известный американский эксперт в области международных отношений Генри Киссинджер в одной из своих статей, опубликованных в британской газете Independent, обратился к Бараку Обаме с такими словами: «Реализация Соединенными Штатами динамичной политики может привести к новым возможностям. Мы должны научиться добиваться реалистичных целей и быть готовыми встретиться с разными последствиями».

Подводя некий итог, необходимо отметить, что на повестке дня международных переговоров стоит признание реального существования ядерного Ирана без ядерного оружия, причем данную идею отстаивает не только иранская группа переговорщиков, но и весь народ Исламской республики.