Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян недавно представил Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП) военный бюджет на 2014 год, который, по сравнению с прошлым годом, предусматривает увеличение расходов на оборону на 12%.
Пекин, таким образом, продемонстрировал свое отношение к военному блоку Японии, Южной Кореи и Соединенных Штатов. В настоящее время по объему военных затрат Китай занимает второе место после США. Увеличение военных расходов Китая происходит на фоне возрастания напряженности в Восточной Азии вокруг спорных островов Сенкаку.
Интересно понять, почему китайские военные расходы постоянно растут на протяжении последних 20 лет. Что за этим стоит — простая стратегия приблизительного подсчета расстановки сил или открытая демонстрация военной мощи?
Многие аналитики сравнивают нынешнюю расстановку сил на азиатском континенте с предвоенной обстановкой, которую переживала Европа в начале 20 века и которая закончилась Первой мировой войной.
Способен ли Китай действительно «поджечь фитиль войны», чтобы спровоцировать Японию и Южную Корею на дипломатический, а затем и военный конфликт?
Смогут ли спорные острова Сенкаку стать тем яблоком раздора, когда давние, нерешенные проблемы, накапливающиеся годами, приведут к открытому военному противостоянию?
Пекин решительно настроен против присутствия американских войск на Корейском полуострове и оказывает всестороннюю помощь северокорейскому коммунистическому режиму, чтобы тот любыми путями смог выжить. Войска США, численностью 28 тысяч человек, находятся на полуострове с момента окончания Корейской войны.
Похоже, что сейчас Китай готов «пришпорить коня», хотя трудно понять, способен ли Пекин пойти на конфликт регионального масштаба.
Противостояние достигло своей высшей точки напряжения в ноябре прошлого года, когда Китай расширил зону опознания самолетов, «накрыв» спорные острова Сенкаку, и заявил о возможности применения «оборонительных мер» для воздушных судов, которые не будут соблюдать новый регламент полетов.
Сейчас многие задумываются о том, готов ли Пекин последовать примеру Путина, который силой аннексировал Крым, или нет? Если да, то при таком развитии событий США и союзники столкнутся с серьезными проблемами.
Единственное, что может удержать Китай от подобного рода действий — наличие слабого военно-морского флота.
Необходимо отметить, что Япония после поражения во Второй мировой войне была ограничена в создании мощных вооруженных сил и полностью подчинялась интересам Вашингтона. Сейчас Токио усиленными темпами вооружается, постепенно отказываясь от сил самообороны. На ближайшие пять лет военный бюджет Японии составит 240 миллиардов долларов. При этом надо учитывать, что как Япония, так и Южная Корея, в случае развязывания вооруженного конфликта с Китаем будут зависеть от того, какую помощь им окажут Соединенные Штаты. Никто не знает, до какой степени Вашингтон готов ввязаться в вооруженный конфликт — даже при угрозе потери своих геостратегических интересов в Тихом океане.
Сейчас достаточно трудно прогнозировать возможное развитие событий на краткосрочный период. Все будет зависеть от того, как далеко простираются амбиции Пекина и насколько он готов расширить сферы своего влияния, а также от того, насколько США согласны пойти на уступки. В прошлом году США пошли на сокращение военного бюджета. Белый дом планирует довести численность сухопутных войск до минимального довоенного уровня 1941 года, - с нынешних 540 тысяч до 440 тысяч человек.