Медицинское образование в Корее всегда было направлено на выпуск специалистов, качественно лечащих пациентов. Наивные студенты выходят из университетов, становятся врачами, лечат людей и надеются на хороший заработок. Но наша действительность не оправдывает их ожидания.
Пока светлые и талантливые головы сидели в серых кабинетах, из-за системы медицинского страхования их доходы существенно сократились. При том, что медицинские работники получали зарплату, они могли воспользоваться положением и назначить лечение в больших объемах, либо запросить большие деньги за лечение. Этот факт стал основной причиной для потери доверия со стороны населения и увольнения врачей.
Правительство заявило, что XXI век — эпоха информационного общества, когда медицинскую индустрию необходимо развивать как один из основных факторов роста. Для этого нужно вывести национальную медицинскую промышленность на мировой уровень. Подобные цели являются еще одним поводом для проведения реформы системы медицинского образования.
Во-первых, систему медицинского образования необходимо «разбавить». Студенты-медики должны изучать медицину в комплексе с техническими, гуманитарными, социальными и естественными науками, тогда можно будет говорить о разностороннем подходе к изучению предмета и интернационализации науки. И здесь не обойтись без поддержки правительства.
Старая шестилетняя система образования (два года — подготовительные курсы в университете, четыре года — обучение на основном отделении) имеет свои преимущества в отборе наиболее успевающих студентов, но как только студент становится учащимся медицинского факультета, и у него появляется своеобразная «гарантия» дальнейшей карьеры, образование отходит на второй план.
Десять с лишним лет назад была принята следующая система медицинского образования: четыре года студент учился в обычном университете, а затем заканчивал медицинскую аспирантуру, обучение в которой продолжалось также четыре года. Эта схема не оправдала ожиданий, поэтому мы снова вернулись к шестилетней системе обучения.
Университеты Чечжу и Тонгуг с 2013 года ввели семилетнее обучение медицинским наукам (три года бакалавриата, четыре года магистратуры). Такая система восполняет недостатки шести- или восьмилетнего обучения, и, как мне кажется, хорошо подходит нам. Поскольку период получения основного образования короче, чем в восьмигодичном обучении, на третьем курсе можно отобрать студентов с лучшей успеваемостью, которые впоследствии могут стать квалифицированной рабочей силой.
Во-вторых, нужно внести изменения в аспирантуру и докторантуру. В США эти формы повышения квалификации были введены в 60-ые годы XX века, и за последние 50 лет эта система выпустила более чем 15 000 блестящих ученых-медиков. Главной целью развития системы докторантуры и аспирантуры является воспитание талантливых биологов и ученых-медиков, разбирающихся во всех сферах медицины. Если мы хотим обеспечить будущее отечественной медицины, аспирантуру и докторантуру необходимо «поднять» заново.
В-третьих, важным моментом также является развитие научно-исследовательских центров и медицинской промышленности. В прошлом году правительство пообещало отобрать десять больниц с научно-исследовательской базой, которые будут обеспечены современным медицинским оборудованием и новейшими лекарственными препаратами. Для предотвращения развития хронических заболеваний, а также диагностирования генетической предрасположенности человека к определенным болезням в этих больницах также будут развивать регенеративную медицину и клиническую (медицинскую) генетику. Соответственно, число рабочих мест также планируется увеличить. В итоге, если выплачивать аспирантам достойную стипендию и предоставлять им отсрочку от армии, при этом обеспечивая клинические центры всем необходимым, то положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Медицинская индустрия, также включающая в себя медицинский туризм, борется с безработицей и создает новые рабочие места. Именно для того, чтобы вырастить из талантливых студентов квалифицированный рабочий персонал, разбирающийся не только в медицине, но и в смежных сферах, необходимы изменения в системе образования.
Автор — доктор медицинских наук, преподаватель в Университете Ёнсе