Вслед за созданным «арабской весной» смещением пластов происходит реконструкция балансов на Ближнем Востоке. Новое сближение Ирана и ХАМАСа можно интерпретировать как часть этого процесса. В последние дни каждой из сторон были сделаны заявления об отсутствии каких-либо проблем в их отношениях. Кроме того, Иран принял решение оказать военную помощь ХАМАСу, который в сирийском вопросе вошел в состав антиасадовского блока и утратил экономическую, логистическую поддержку Египта прежде всего после осуществленного Ас-Сиси переворота. В сущности, это указывает на важные перемены. Ведь ХАМАС и Иран находились на противоположных полюсах в сирийском кризисе. Попытки вернуть отношения на уровень, характерный для периода до «арабской весны», — результат изменений, произошедших во взгляде Египта, Катара, Саудовской Аравии, Турции на региональные события и особенно сирийский кризис.
Основная причина того, что ХАМАС и Иран вынуждены взять курс на сближение, состоит в свержении власти «Братьев-мусульман» в Египте и впоследствии объявлении их деятельности незаконной. Как известно, между ХАМАСом и «Братьями-мусульманами» существовало идеологическое и политическое сотрудничество. После того как «Братья-мусульмане» во главе с Мухаммедом Мурси пришли к власти в Египте, это сотрудничество приобрело логистическое и экономическое измерения. Военное и торговое сотрудничество через границу Газы и Египта играло важной ролью в выживании ХАМАСа. Сначала на фоне гражданской войны в Сирии ХАМАС разорвал свои связи с Ираном и правительством Асада и отдал свое предпочтение региональному блоку, возглавляемому Египтом, Катаром и Турцией, который сформировался вокруг принципа поддержки сирийской оппозиции. Однако свержение власти «Братьев-мусульман» в Египте осложнило военное, экономическое и логистическое положение ХАМАСа, лишившегося поддержки Ирана и режима Асада, и заставило его пойти на сближение с Тегераном.
В заявлениях и действиях Турции в отношении ХАМАСа не наблюдается какой-либо ощутимой разницы. Однако возникшая в последнее время критика западных игроков во главе с США в адрес ближневосточной, особенно сирийской и палестинской, политики этой страны привела к опасениям ХАМАСа о том, что Турция может в любой момент сократить или вовсе прекратить оказывать поддержку этому движению. Рост критики, связанной с позицией Турции в отношении Палестины и Сирии, при обострении внутриполитической ситуации в стране, а также то, что оппозиция приходит к общему знаменателю с критикующими Турцию западными игроками, вызывает беспокойство ХАМАСа. Сигналы о том, что Турция может вновь вывести свои отношения с Израилем на уровень сотрудничества (достижение согласия относительно условий выплаты компенсаций семьям жертв инцидента на судне «Голубая Мармара»; переговоры бывшего заместителя главы «Моссада», советника премьер-министра Израиля Нетаньяху по вопросам энергетики и безопасности Давида Мейдана и главы Национальной разведывательной организации Турции в ходе недавнего визита израильской стороны в Москву; увеличение объема двусторонней торговли), представляют собой другую причину, подталкивающую ХАМАС к новому сближению с Ираном.
Наряду с Египтом и Турцией, Катар стал еще одним из крупнейших сторонников ХАМАСа, однако разногласия Катара с Саудовской Аравией и ОАЭ на почве Египта (в то время как Саудовская Аравия и ОАЭ оказывают серьезную экономическую поддержку правительству Ас-Сиси в Египте, Катар, как и Турция, выступает против этого правительства) и его изоляция в арабском мире становятся еще одним фактором, ориентирующим ХАМАС на такую альтернативу, как Иран. Хотя Халед Мешаль, глава политбюро ХАМАСа, которое в силу гражданской войны в Сирии было перенесено из Дамаска в Доху, намекал на перспективы сохранения сотрудничества этой организации с Катаром, он видит, что возникший после «арабской весны» и спонсируемый Саудовской Аравией и ОАЭ блок Египет — Турция — Катар распадается.
Иран же стремится использовать «хамасскую» карту, чтобы вновь интегрироваться в палестинский вопрос и продемонстрировать свою силу и влияние перед Израилем, суннитскими арабскими государствами и Турцией. Иран поддерживает режим Асада на основе союзнических связей с Россией и представляет силу, противостоящую свержению этого режима. Воспользовавшись договоренностью США и России по Сирии, отодвинувшей на задний план альтернативу атаки на САР, а также инвестировав в достижение согласия с западными странами относительно своей ядерной программы, Тегеран значительно усилил собственные позиции. Построение союзнических отношений с ХАМАСом позволит добавить Палестину к дипломатическому, политическому и идеологическому влиянию Ирана в Сирии, Ираке и Ливане (посредством «Хезболлы»). Таким образом, у Ирана появится шанс влиять на все ключевые касающиеся Ближнего Востока вопросы. Несомненно, в этой ситуации Иран необходимо рассматривать в рамках его региональной конкуренции с Саудовской Аравией.
Попытки Ирана перетянуть ХАМАС на свою сторону необходимо воспринимать как посыл, который эта страна в то же время адресует и Турции. Как известно, восхождение Турции на Ближнем Востоке началось со стратегического сотрудничества, построенного Анкарой с режимом Асада и с ХАМАСом на основе палестинского вопроса. Сейчас же, в то время как важнейшим региональным сторонником правительства Асада является Иран, Турция поддерживает сирийскую оппозицию. Помимо этого, ХАМАС (один из ключевых игроков в палестинском вопросе) сближается с Ираном, при этом очевидны попытки снова вывести отношения Турции и Израиля на уровень сотрудничества. Эта ситуация показывает, что «арабская весна» остановила восхождение Турции на Ближнем Востоке и подталкивает ее к отступлению и новому выстраиванию отношений с воспринимаемым Анкарой в качестве «чужого» Израилем. В отличие от Турции, Иран, напротив, повышает свою региональную силу и влияние.
Сотрудничество ХАМАСа и Ирана — важный пример того, что балансы, сформировавшиеся на Ближнем Востоке до и во время «арабской весны», претерпевают изменения, и в ближайшее время мы можем стать свидетелями попыток создания нового союза. Благодаря этому союзу через экономическую, дипломатическую и политическую поддержку Ирана ХАМАС стремится восполнить пустоту, возникшую от утраты Египта. На основе нового включения в палестинский вопрос Иран пытается увеличить свое региональное влияние, существующее сегодня на оси Ирака, Сирии и Ливана.