Саммит по ядерной безопасности в Гааге, состоявшийся 24 и 25 марта, привел к противоречивым результатам. Западные делегации заявили, что удовлетворены достигнутым прогрессом. Но политические, идеологические и военные разногласия, а также напряженность в отношениях с Россией вследствие украинского кризиса не позволили прийти к соглашению по некоторым важным вопросам.
Например, по мнению американского президента Барака Обамы, саммит по ядерной безопасности в Гааге должен был характеризоваться общей волей к предотвращению доступа террористических организаций к ядерным ресурсам. Таким образом, договор о предотвращении так называемого «ядерного терроризма» должен был стать основным достижением этой встречи. Жаль, что он не был подписан всеми участниками.
Такое соглашение могло бы стать основным международным инструментом, позволяющим снизить доступное количество ядерного топлива, включающего не только обогащенный уран и плутоний, но также высокорадиоактивные изотопы, позволяющие производить «грязное оружие» на основе кобальта-60, стронция-90 и цезия-137. Улучшенный обмен информацией и тесное сотрудничество между правительствами и агентствами, обеспечивающими контроль за ядерными материалами, должны бы гарантировать усиление безопасности в глобальном масштабе.
Некоторые важные шаги в этом направлении были достигнуты. Почти половина всех участников саммита подписала общую декларацию о необходимости развивать новые научные технологии в области ядерной безопасности. Цель заключается в создании общих международных стандартов. Главная роль отводится кибернетической безопасности в области атомной энергетики. Центральной задачей в борьбе с международным терроризмом является обеспечение безопасности информационных систем, осуществляющих контроль за ядерными арсеналами и радиоактивными материалами.
Читайте также: Грядущая ядерная война с... Советским Союзом?
Но соглашение, достигнутое в Гааге, не может рассматриваться в качестве адекватного инструмента для достижения поставленных целей. Во-первых, не было достигнуто единодушие даже при подписании конечного документа. Во-вторых, почти четвертая часть стран-участниц не включила в свое национальное законодательство основополагающие директивы, предложенные Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Предполагалось, что в долгосрочной перспективе на основе соглашения будут создаваться органы, обеспечивающие контроль за ядерными арсеналами и радиоактивными материалами согласно стандартной процедуре. Однако многие страны, не подписавшие соглашения, продолжают вести старую политику сугубо национального характера, считая, что этого достаточно для удовлетворения параметров, требуемых различными агентствами ООН.
Пакистан, например, подтвердил свою готовность использовать систему контроля, направленную на предотвращение трафика ядерных и радиоактивных материалов, базирующуюся на случайном размещении вдоль границ пропускных пунктов полиции. Индия, Россия и Китай, владеющие продвинутыми атомными технологиями и ядерным оружием, тоже предпочли проводить сугубо национальную политику. Таким образом, из 17-19 тысяч ядерных боеголовок, имеющихся в мире, более девяти тысяч могут избежать системы контроля и мер безопасности, которые саммит по ядерной безопасности был намерен создать и укрепить.
Финальное заявление российской делегации не оставляет возможности для сомнений. По мнению Москвы, ответственность за создание и поддержание режима ядерной безопасности внутри государства находится в компетенции этого государства. Следовательно, обеспечение безопасной работы Челябинской атомной станции, реактор которой охлаждается газом и характеризуется одним из самых высоких в мире уровнем радиоактивных отходов, остается исключительно в компетенции Кремля. Точно также, осуществлять контроль за 18 тысячами тонн отработанного ядерного топлива, произведенного атомными электростанциями — это тоже дело Москвы.
В то время как около двадцати стран взяли на себя обязательство по сотрудничеству их разведывательных служб с целью предотвращения незаконного трафика радиоактивных материалов, соответствующая охрана границ бывших советских республик Украины, Белоруссии и Казахстана остается в ведении вооруженных сил Российской Федерации.
Понимая, что саммит в основном не достиг поставленных целей, Обама решил дать последнюю возможность для достижения конкретных результатов в области ядерной безопасности, пригласив мировых лидеров на будущую встречу, которая должна состояться в Соединенных Штатах в 2016 году. По всей вероятности, это будет последняя международная встреча президента, который пообещал произвести революцию в глобальной системе коллективной безопасности.
Когда Обама покинет Белый дом, стрелки Часов Судного дня будут показывать без пяти минут полночь, как в 2008 году.