Эйфория в Армении по поводу самоопределения Крыма непонятна, не говоря уже об опасной тенденции проведения параллелей с Нагорным Карабахом. Внимательный же исследователь мог бы заметить, что своими действиями в Крыму Россия полностью оставила в стороне все взятые на себя за последние 20 лет международные обязательства по отношению к Украине, в том числе, гарантии территориальной целостности этой страны и признание Крыма частью этой страны.
Однако оставим Украину. Проблема в том, что, если Россия будет общаться с соседями на этом языке, если она с Киевом общается на этом языке и в этом стиле, то может в десять раз грубее разговаривать с Арменией, и восторг армянской политической элиты здесь непонятен. А может ли Москва забыть все свои международные обязательства перед Арменией? Это хоть кого-то волнует?
И потом. Когда мы говорим «самоопределение», означает ли это, что мы признаем, к примеру, право чеченского и дагестанского народов на самоопределение? Мы хотя бы понимаем, какой бомбой замедленного действия под Северный Кавказ является эта эйфория по самоопределению? Что произойдет, если чеченцы и дагестанцы решат воспользоваться этим своим правом так же, как им воспользовался Крым, а Армения приветствовала подобный шаг? Представляете, какие последствия может иметь взрыв Северного Кавказа для России и, что более катастрофично, для Армении?
Крымский процесс, кроме вреда, пользы Карабаху не принесет по нескольким причинам. Во-первых, Россия не признает его независимость, так как, в противном случае, для нее это означает потерю Азербайджана. А непризнание независимости Карабаха не означает потерю Армении. Признание Арменией результатов референдума в Крыму всё больше помещается в российский контекст, и мир – не русский мир – начинает воспринимать карабахский конфликт не как проявление самоопределения, а как проявление русской имперскости.
Референдум в Крыму, на самом деле, компрометирует идею самоопределения и подменяет вопрос Карабаха. В конце концов, Карабах никогда не был в составе Азербайджана. Крым в составе независимой Украины был более 20 лет. Именно столько лет он сохранял русскую идентичность, а затем принял решение о присоединении к России.
Если бы Карабах двадцать лет входил в состав независимого Азербайджана, армяне, в лучшем случае, были бы национальным меньшинства. Примером является Нахичевань, где в 90-е годы уже не проживало ни одного армянина.
Самозабвенно приветствуя референдум в Крыму, мы как бы призываем мир к тому, чтобы он воспринимал вопрос Карабаха так, как это выгодно Азербайджану, и Россия становится в этом вопросе нашим единственным потенциальным союзником. Союзником, который продаёт Азербайджану вооружение, потенциально направленное против нас. Это, как видно, некоторых не беспокоит. Главное то, что эти «некоторые» получили безграничную возможность заискивать перед президентом России Владимиром Путиным.
(Публикуется с небольшими сокращениями).