Культура важнее экономики. Почему? Потому что культура – это как воздух, которым мы дышим. Человек не может не дышать, хочет он этого или нет. Если этот воздух чистый, он полезен для организма, если грязный – вреден. Культура той или иной страны – это воздух. Если она благотворна, это будет иметь позитивные последствия.
В гуманитарных науках превалирует мнение о том, что цивилизационный рост и получение мягкой силы для влияния на мировые процессы невозможны без культурного строительства. Опыт мировых держав в этом направлении отчетливо показывает, что культура имеет даже большее значение, чем экономика.
Примером этого является украинский кризис и связанное с ним противостояние крупных держав. Украина долгие годы пользовалась поддержкой России. Ради сохранения Украины русские использовали разные материальные рычаги, не только оказывая соседу экономическую помощь, но и осуществляя энергетические поставки по более низким ценам.
Со временем украинское общество раскололось на две части. Одна из них стала поддерживать Запад, другая – Россию. Западные государства во главе с Соединенными Штатами, осуществив культурную агрессию против Украины, смогли малыми затратами и без привлечения военных сил привлечь украинцев на свою сторону. При этом важно подчеркнуть тот факт, что Западу удалось с опорой на собственную культуру оказать определенное воздействие на Восточную Европу.
Россия же, напротив, страдает от того, что не обладает культурной моделью, которую можно было предложить мировому сообществу. Если мы рассмотрим русскую модель власти, то станет понятно, что эта страна лишена какой-либо другой альтернативы. Власть в России представляет собой заимствование западной либеральной демократии. На самом же деле русские не распространяют какую-то особенную модель власти.
Система ценностей, господствующая в российском обществе, также является результатом заимствования западной культуры, а чисто русские культурные ценности в ней отсутствуют. Именно поэтому для сохранения Крыма Путин был вынужден предпринять военную операцию и угрожать Украине экономическими мерами. Между тем, если бы русские, используя свое культурное влияние, обратились к цивилизационному строительству, они смогли бы привлечь на свою сторону украинский народ без каких-либо угроз.
На первый взгляд может показаться, что Украина склонилась на сторону Запада из-за своих экономических трудностей. У этой страны действительно немало проблем в этом отношении, однако если бы все прошлые годы Россия занималась цивилизационным строительством и распространяла свою исконную культуру, Украина справилась с этими тяжелыми условиями, оставаясь вместе с Россией духовно и интеллектуально.
Если оглянуться назад на события, связанные с исламским пробуждением на Ближнем Востоке, мы увидим, что в революциях арабских стран - таких, как Египет, Ливия, Тунис, и даже таких, где борьба еще продолжается, - не было и нет никаких следов стремления к российской модели. Основное соперничество там разворачивается между исламистами и прозападными либералами. Создается впечатление, что многие государства, склонные поддерживать Россию, по большей части находятся под влиянием антизападной риторики российских лидеров, а вовсе не культурных ценностей этой страны.
Сравним это с тем, как обстоят дела с Исламской республикой. Иран реализовал такую концепцию, которая не только содержит альтернативную модель исламской власти, но и распространяет мусульманские ценности и культуру, что является основанием роста его могущества на Ближнем Востоке и в других регионах мира.
Невозможно заполучить мягкую силу без культуры. Несмотря на то, что мягкая сила Запада постепенно истощается, следует признать тот факт, что фактором возникновения западной цивилизации стали господствующие в ней культура и ценности, которые в настоящее время смогли трансформировать культурную среду стран третьего мира и тем самым расширить свое влияние.
В связи с этим и сформировалась глобализация как определенный вид мировоззрения. Одной из главных характеристик процесса глобализации является ее культурный аспект. Теоретики концепции глобализма убеждены, что на данный момент времени в рамках культуры формируется некое мировое единство. Согласно данной логике, культурные ценности Запада и его самобытность в будущем непременно охватят все страны мира.
Сейчас все усилия Запада в этой сфере направлены на то, чтобы придать мировое значение своим либерально-демократическим ценностям. Единственным препятствием на этом пути является исламская цивилизация, которую западные теоретики, такие, как Сэмюэл Хантингтон (американский социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций), считают врагом либеральной демократии. Именно поэтому противостояние между культурой Запада и культурой ислама перешло из фазы соперничества в откровенную вражду.
Запад прекрасно осознает, что военными операциями в разных странах мира невозможно уничтожить исламские ценности и религиозную специфику. Поэтому он обратился к культурной агрессии. Главным орудием этой агрессии является работа средств массовой информации, которая воплощается в создании кинофильмов, музыки, литературы и многого другого, что превращает население мусульманских стран в потребителей западной продукции.
Таким образом, нам не остается другого пути, кроме как сопротивляться. Только сопротивление является залогом сохранения исламской цивилизации и отражения культурного влияния Запада. Для достижения конкретных результатов можно использовать целый ряд методов, о которых следует рассказать подробнее.
1. Реализация общегосударственного культурного строительства
Это подразумевает определение того, что принято считать культурой, а также централизацию культурного управления. При условии, что свою работу начнет конкретная организация, занимающаяся ведением подобного рода вопросов, в стране будет создана единая культурная среда.
В настоящее время в Иране вопросами культуры занимаются сразу несколько государственных структур, среди которых Министерство культуры и исламской ориентации, Организация телевидения и радио, различные культурные отделы других министерств, правительственных организаций, муниципальных образований, высших учебных заведений и так далее. Каждое из этих подразделений считает себя основным проводником революционной исламской культуры. Вместе с тем, их деятельность связана с весьма расточительной финансовой политикой, что довольно часто приводит к противоположным результатам.
Комментируя ситуацию в данной сфере, Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил: «В первую очередь, одной из наших главных задач является реализация общегосударственного культурного строительства. Другими словами, необходимо определить, какой должна быть национальная и общественная культура как великое, исконное и преобразующее движение, возникающее на разных этапах человеческого развития. Важно знать, какие трудности она встречает на своем пути и как с ними бороться? Что ослабляет ее развитие? Необходим комплекс мер, который поможет все это представить, а потом станет гарантом сохранения культуры».
2. Демонстрация негативного влияния западной культуры, транслируемой видео- и аудиосредствами, на семейные стандарты.
3. Подтверждение фактов культурной агрессии Запада, осуществляемой через средства массовой информации.
4. Распространение комбинированной исламо-иранской культуры, при воздержании от ее односторонней оценки.
5. Изготовление соответствующего программного обеспечения с целью развития традиционной национальной культуры.
6. Выпуск документальных фильмов политического содержания о том, как население разных ближневосточных стран возмущены влиянием западной культуры.
7. Производство документальных фильмов культурного содержания, например, о разрушающем воздействии на семьи спутникового телевидения.
Надеемся, что руководители культурной сферы Ирана будут стараться укреплять культуру общества и предпринимать активные меры в целях исламского цивилизационного строительства.