17 апреля министр иностранных дел России начал встречу с украинским, американским и европейским коллегами, а сам Владимир Путин провел очередной ежегодный сеанс ответов на вопросы населения, который продлился несколько часов.
Такая отработанная схема общения с народом дает президенту возможность затронуть самые разные темы и одновременно улучшить свой имидж. Этот образ очень далек от картины в западных СМИ, которые представляют его как холодного и авторитарного лидера.
Это событие стало прекрасным поводом для того, чтобы по-новому взглянуть на Путина, понять, как воспринимают его россияне (его высочайшие рейтинги заставили бы позеленеть от зависти Олланда и Обаму), в отличие от населения Запада и Франции, где, по опросам, против него выступают 85%.
Спаситель России
Хотя на Западе Путина зачастую называют диктатором, в России его считают тем, кто смог поставить на ноги страну после хаоса 1990-х годов, который воцарился вслед за распадом СССР. «Он сыграл роль в стабилизации страны, это бесспорно», — признает журналист, историк и специалист по России Галина Аккерман.
Кроме того, он помог стране обрести второе дыхание в экономическом плане. «Уровень жизни сильно вырос», — вынуждена согласиться Галина Аккерман, подчеркивая, что Путин «воспользовался этим в первую очередь для улучшения уровня жизни чиновников и таких близких к государственной власти областей, как правоохранительные органы и суды».
Народ также считает Путина человеком, которому удалось навести порядок в Кремле. «Борис Ельцин окружил себя олигархами, которые выкачивали ресурсы из страны и не платили налогов», — как-то отметил в беседе с le Figaro российский врач Владимир Барышов. Он был рад тому, что президент разорвал часть связей власти с миллиардерами после избрания в 2000 году.
Ностальгия по царю
«Россияне так активно поддерживают Путина не в последнюю очередь благодаря сильнейшей пропаганде», — считает Галина Аккерман. По ее словам, эта практика «достигла невиданных со сталинских времен» масштабов.
Еще один сильный момент для Владимира Путина — это его имидж. Хотя над ним и смеются во Франции, регулярно публикуя фотографии обнаженного по пояс президента верхом на лошади, во время охоты и рыбалки.
Результаты точно просчитанной пиар-кампании не заставили себя долго ждать. «Я люблю Путина больше жизни», — такие слова прозвучали на одной из демонстраций во время президентской кампании 2012 года. «У нас существует культура жестких и авторитарных лидеров, и Путин удовлетворяет этим критериям», — полагает российская журналистка Екатерина Агафонова.
«На этих фотографиях люди видят лишь образ воина, образ царя». Эта картина создается усилиями российских СМИ, уверена Екатерина Агафонова: «Если включить выпуск новостей, всегда складывается впечатление, что Путин стоит выше всех, что он умеет принимать правильные решения и стремится лишь защитить нас».
Россия вновь в центре внимания
Путин умело пользуется пугалом внутренних опасностей и внешних угроз. Новая роль Москвы в международных вопросах не может не нравиться гражданам, которые считают, что их страна вновь вошла в круг великих держав.
Сначала сирийский кризис породил некое подобие холодной войны. Владимир Путин решил пойти до конца в поддержке Башара Асада и выступал категорически против любого вмешательства в страну с марта 2011 года. Тем самым он поставил себя в позицию силы по отношению к международному сообществу и, в первую очередь, к США и, по мнению некоторых, даже заслужил Нобелевскую премию мира.
Затем начались события на Украине, когда он наплевал на все угрозы Европейского Союза и аннексировал Крым. И хотя Россия согласилась принять участие во встрече в Женеве 17 апреля, Путин заранее сообщил всем о своих намерениях насчет соседа: он собирается «любой ценой» обеспечить безопасность русскоязычного населения в бывшем СССР.
«Российская пресса подчеркивает жесткость позиции Путина и его изоляцию в этих вопросах, чтобы создать впечатление возврата к биполярному миру», — считает Екатерина Агафонова.
Граждане поддерживают такое нежелание уступать международному давлению, которое проявляется в том числе и в вопросах общества. Хорошим примером может послужить появившийся незадолго до Олимпиады в Сочи закон с запретом «пропаганды» гомосексуализма, который приняли и оставили в силе, несмотря на угрозы бойкота, открытые письма и протесты. Все это определенно пришлось по вкусу 88% населения, которые, согласно опросу, поддерживали закон.
Сторонники во Франции
Путиным восхищаются многие в его стране. Но не только в ней. Хотя 85% людей во Франции воспринимают его в отрицательном свете, у него все же есть ряд весомых сторонников, которых привлекает его консерватизм или неприятие Европейского Союза и США. Так, например, 1 марта Жан-Люк Меланшон (Jean-Luc Mélenchon) заявил по украинскому вопросу, что «российская нация не могла допустить, чтобы американцы и НАТО обосновались у самых ее дверей».
В 2011 году Марин Ле Пен признала, что восхищается Владимиром Путиным в интервью газете «Коммерсант»: «Я признаю, и я этого не скрываю, что в некоторой степени восхищаюсь Владимиром Путиным. Он совершает ошибки, но кто их не совершает». Жан-Мари Ле Пен, в свою очередь, заявил в начале марта, что Путин не допустил «ни единой ошибки»: «Его противники, американцы и Европейский Союз, ошиблись во всем: политике, истории, нравственности».
Как бы то ни было, у президента России есть друзья не только среди представителей Национального фронта. Франсуа Фийон (François Fillon), например, никогда не скрывал дружеских отношений с Путиным. В 2013 году он раскритиковал позицию Франции по сирийскому кризису, а несколько недель назад заявил, что волнения на Украине — дело рук не только России. С его позицией согласен и депутат от партии «Союз за народное движение» Тьерри Мариани (Thierry Mariani), который активно поддерживает Россию, в том числе и в Twitter.
Это не говоря уже о самом известном из французских друзей Владимира Путина - Жераре Депардье. Актер получил российский паспорт, говорил о «любви» к этой стране и о том, что она - «великая демократия», подчеркивая взаимные дружеские отношения с ее президентом.