Спустя несколько недель после возвращения в Аракатаку, на восьмом месяце беременности, в возрасте 21 года, сеньора Луиса родила мальчика Габриэля Хосе Гарсию Маркеса, которому волею судеб суждено было стать великим писателем всех времен и народов.
Как рассказывает английский биограф Джеральд Мартин, ребенок родился с пуповиной, обмотанной вокруг шеи. Новорожденного окропили ромом и святой водой, чтобы уберечь его от любого несчастья в жизни.
Вчера, 17 апреля, в Мексике, на 88 году (по-настоящему на 87 году — прим. ред.) ушел из жизни Габо или Габито, как его нежно называли его родные и близкие. Он, как и все смертные, не смог избежать кончины. В последние годы своей жизни он страдал от потери памяти и слабоумия.
Что еще может оставить после себя писатель, как не память?
Знаменитый роман Габо «Сто лет одиночества» представляет собой некую «карибскую похлебку», замешанную на всплывающих воспоминаниях, которые критики назвали магическим реализмом.
Читатель опускает ложку в эту «кастрюлю с похлебкой» в надежде найти то, чего нет в других книгах. На страницах великого произведения, перед нашими глазами разворачивается фантастический мир, который заставляет нас идти удивительной дорогой тропической литературы. Нас поражает великолепный язык автора романа и фантастические картины, нарисованные его богатым воображением. Навсегда в нашей памяти остаются названия удивительных селений, таких, как Макондо, Комала или Санта Мария.
Габриэль Гарсия Маркес, как об этом свидетельствуют самые верные его поклонники, сумел вобрать в себя частичку тех мест, где он побывал.
От Рульфо писатель взял уважительное отношение, от Онетти — влюбленность, от Боготы — меланхолию. Когда он впервые побывал в Париже, то почувствовал себя потерянным во французской столице, окутанной густым туманом, холодом и мерцающим светом.
Известность он испытал в Барселоне.
Как написал известный колумбийский журналист и дипломат Плинио Апулейо Мендоса, «для того, чтобы познать настоящего Габо, необходимо отправиться в путешествие в прошлое».
Среди почитателей его таланта есть немало людей, который восхищаются его журналисткой работой. Газетные репортажи Маркеса по праву считаются шедеврами литературно-публицистической деятельности писателя. Среди его поклонников есть и такие, которые не разделяют его политических взглядов и отрицательно относятся к дружбе с Фиделем Кастро.
Но все это не умаляет его величия и достоинства. Мужчины, несмотря на свою склонность к ошибкам, могут писать как боги.
В литературе такое случается часто.
Как это, например, случилось с французским писателем Луи-Фердинандом Селином. Вышедший в 1932 году его роман «Путешествие на край ночи» имел оглушительный успех и считается одними из лучших романов 20 века. Однако дальнейшая судьба писателя сложилась трагически. Опубликованные на рубеже тридцатых-сороковых годов памфлеты на долгие годы закрепили за Селином репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника.
«Сто лет одиночества», «Хроника объявленной смерти», «Осень патриарха», многие другие романы Маркеса, насыщенные воспоминаниями и немыслимыми фантазиями, подвластны лишь перу писателя-титана.
Пройдут годы, придут новые поколения, но в человеческой памяти навсегда останется опьяняющая сила литературы забывчивого человека, сбившегося с пути, чье рождение было окроплено ромом.
И еще.
Я верю, что произведения великого писателя помогут нам освободиться от любого несчастья.