На состоявшейся в Риге конференции World Trends Forum шла речь о последствиях украинского кризиса – о возможных санкциях и их влиянии на экономические процессы. Адвокат Янис Зелменис подготовил доклад о юридических аспектах санкций.
В соответствии с международным правом ввести полное или частичное «прекращение экономических связей, железнодорожного, морского, воздушного, почтового, телеграфного, радио-сообщения или сообщения при помощи других средств связи» имеет право только Совет безопасности ООН (статьи 41 и 42 Устава ООН). Так как у России в Совете безопасности ООН есть право вето, то маловероятно, что она поддержит направленные против себя санкции.
Вместе с этим против России могут быть применены только индивидуальные санкции, которые можно ввести как наказание для государства, допустившего нарушение международного права. Индивидуальные санкции, согласно разрешенным международным правом процедурам (отзыв дипломатов, визовые ограничения и др.), уже применяются. Следующий шаг – репрессии, которые означают «противоправные мероприятия, являющиеся ответной реакцией на противоправные действия государства-нарушителя (к примеру, прекращение выполнения заключенного между государствами коммерческого договора, наложение ареста на собственность государства-нарушителя в банках)».
Прогнозы и возможные сценарии развития событий обсуждаются вне рамок официальных докладов.
Полное прекращение транспортной связи с Россией, если нет официального состояния войны, не должно затрагивать транзит третьих стран через российскую территорию. Однако применение таких избирательных санкций сложно контролировать.
Россия находится в Таможенном союзе с Казахстаном и Белоруссией, границы между этими государствами открыты для свободного потока товаров и услуг. Российские грузы на территории Таможенного союза легко переоформить как белорусские или казахские транзитные грузы, что фактически деградирует смысл санкций. По этой причине более жесткий вариант санкций может затронуть пространство всего Таможенного союза. Что применение санкций против России будет означать для Латвии? Прежде всего, это потери для отрасли транспорта, без возможностей быстро изменить направление экспорта. Уже сейчас, без экономических санкций рыбопереработчики сокращают производство, увольняют работников. В случае приостановки экспорта в Россию или в страны Таможенного союза экономические последствия будут значительными, драматичнее всего санкции отразятся на транспортной сфере.
В том случае, если санкции будут направлены именно против России при сохранении свободы транзита третьих государств через российскую территорию, у латвийской транзитной отрасли – у автоперевозчиков, железной дороги и портов – доходы могут сократиться на 30-40% в сравнении с уровнем прошлого года. В свою очередь, если будут введены экономические санкции с прекращением транспортным связей с Таможенным союзом (в комплекте с хаосом на Украине), то транзитная отрасль будет работать с доходами в пять раз меньше, чем в прошлом году. Доля транспортной отрасли в ВВП выше 10%, с зарплат работников экспортирующих предприятий взимаются налоги, покупаются товары и услуги.
Последствия санкций почувствуют все, потому что из-за уменьшения налоговых поступлений придется понизить зарплаты работающих в общественном секторе. Кризис достигнет масштабов 2009 года. Только последствия экономических санкций в отношении России будут очень неравномерными. Из стран НАТО больше всего пострадает... Латвия. Если НАТО - организация, объединяющая союзников, то честно и корректно было бы при таком неравномерном распределении потерь от конфликта не требовать от Латвии тратить дополнительно 200 миллионов евро на приобретение оружия. Как раз наоборот: жизненно важный для безопасности Латвии вопрос - это создание условий для обеспечения новых рабочих мест для 50 000 работников, которые могут лишиться работы в случае введения радикальных санкций.
Без программы по созданию новых рабочих мест, которую следовало бы финансировать всем странам-членам НАТО, Латвия пострадает даже в случае невоенного конфликта, поскольку ожидается, что еще 100 000 человек отправятся в эмиграцию. В свою очередь, если нашим союзникам проблемы Латвии безразличны, то нужно задать вопрос, является ли Латвия вообще равноправным партнером в этой организации.
Перевод: Лариса Дереча.