Любимая игра мировой дипломатии: сначала политик делает свой ход – какое-то заявление. Например, что Израиль не выполнил обязательство освободить четвертую партию бандитов, и вообще тянул с этим решением, что и завело переговорный процесс в тупик. Затем в дело входит второй играющий. Он возмущен подобным заявлением, все не так! Все наоборот! Затем входит партнер первого игрока, и, лукаво подмигнув, говорит – а вот вы его не так поняли, он совсем не это имел в виду!!! А потом все игроки радостно говорят – ну вот, все и разъяснилось! Все радуются и переходят на следующий уровень игры.
Очень милая игра в «Вы не так поняли». Можно было бы порадоваться, если бы за этим не стояли реальные проблемы Израиля.
Вопрос для только что прилетевшего инопланетянина: Что является самой главной проблемой на Земле?
И инопланетянин, пошевелив усиками-антенками, скажет: конечно, окончательное решение палестино-израильского конфликта.
Его понять можно – только прилетел и сумел ознакомиться с основными внешнеполитическими трендами по СМИ.
Но если Земля – твой дом, то очевидны еще некоторые «небольшие» проблемы
Проблема Крыма. И чтобы не расслаблялись, думая, что Крымом все ограничится, депутаты Госдумы от «Единой России», «КПРФ» и «ЛДПР» направили запрос в генпрокуратуру РФ с целью проверки законности Беловежского соглашения 1991 года о прекращении существования СССР. Там тоже игра – кто скажет законно, тот национал-предатель и пятая колонна, а кто скажет незаконно – тот сказал, что образовавшиеся по этому соглашению государства незаконно вышли из состава СССР, и их нужно вернуть в объятия России. Правда, как перейти на следующий уровень игры – пока не ясно, но важно, что игра началась.
Проблема Сирии. Недавно, 15 марта исполнилось 3 года с начала гражданской войны в Сирии. Погибло по разным оценкам от 140 до 200 тыс. человек, около 3 млн. стали беженцами. Там, в Сирии, самая веселая игра. Сначала один игрок объявляет о крупной победе и захвате города, потом второй – о том, что на самом деле победил он. А третий игрок – мировое сообщество сурово осуждает, грозит пальчиком и поставляет оружие, то одним, то другим. А четвертый игрок – население Сирии, его роль самая простая, он в игре погибает.
Проблема Ирака. Там тоже азартная игра. Игрок США подает реплику Аль Каеде: Мы вас разгромили и уничтожили бен Ладена! Игрок Аль Каеда в ответ: Да неужели? А вот тут наши ребята из Фронта ан-Нусра не знают, что Вы их якобы разгромили, и вполне успешно действуют в Ираке и Сирии! А третий игрок – «Исламское Государство Ирака и Леванта» – вообще решил играть по своим правилом – воевать против всех. Игрок США задумался – как же так, мы их разгромили, а они воюют? И невдомек, что мечты не могут изменить реальность, нужны, как говорят, Boots on the Ground (военный сленг, означает «ботинки на земле», то есть действия войск на месте-прим. автора).
Проблема ООН. Тут тоже игра в разгаре. Только этот игрок играет сразу во все игры на всех площадках и везде с одинаковым результатом – провал по всем направлениям. Основная игровая речевка – мы вам гарантируем мир и безопасность, если что не так, то пошлем миротворческие силы. Эти силы в Африке, например в Дарфуре, не могут защитить сами себя, не то, что каких-то там убиваемых, но это и не важно – в игре важен процесс, а для выигрышных ходов есть всегда в запасе осуждение Израиля. Игрок - Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй сделала сильный игровой ход – она сообщила Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций (на 25 сессии - 13 января 2014) о том, что когда арабские мужчины бьют или убивают своих жен, то виноват в этом не конкретный араб, а Израиль. Слушающие доклад не улыбались, они понимают – игра такая.
Но нам то зачем их игры?
Своя игра
В Израиле – своя игра, мирный процесс. Она идет более 20 лет с перерывами на войсковые операции, с жертвами среди мирного населения, односторонними размежеваниями и обстрелами школьных автобусов и мирных городов. В эту игру, кроме нас и администрации Махмуда Аббаса, в роли арбитра-стимулятора играют США (и немного ЕС, Россия, ООН).
Возможно, других игр нет?
– Есть, как не быть. Только в Крыму игра проиграна, в Сирии пока тоже. Пока проиграна игра в Египте и Ливии, Саудовской Аравии и Иране, Афганистане, Ираке и Китае… Китай непосредственно США не угрожает, но это пока, а вот соседям, союзникам США, спать спокойно не дает. В армии Китая в последние 15 лет проходит перевооружение, аналогов которому нет в современной истории. Сегодня китайский ВПК по производству всех классов и видов боевой техники превосходит все страны НАТО вместе взятые. Для какой войны готовится Китай?
Китай, конечно, проблема, только эта проблема без решения, а вот миротворчество в Израиле - игра без больших проблем, да и шанс на выигрыш, если смотреть из Вашингтона, все же есть. Если и эту игру прекратить, то придется вернуться к доктрине Монро и ограничить свои интересы американским континентом, а сейчас век не 19, а 21. Вот и играют, главным образом, обозначая свое присутствие, то выкручивая руки, то подкупая, но без особой надежды на успех.
– Но почему это без надежды? Мы же гарантируем безопасность Израилю?!
Вдали раздался гул, в котором можно было различить горький смех Украины, крики убиваемых в Сирии и Африке, только в Иране молча продолжали строить реактор на тяжелой воде в Араке – им нужен плутоний для термоядерной бомбы и некогда реагировать на подобные «гарантии».
Мистер Арафат!!! Мистер Арафат!!! Вернитесь!!!
Прошло время, но телевизионная картинка, как Госсекретарь великой страны бежит, расталкивая окружающих, за уходящим Арафатом все еще стоит перед глазами. Мадлен Олбрайт, тогда в 2000 году еще совсем не старая женщина, всего 63 года, но явно – не спортсменка, на каблуках, бежит и кричит: «Мистер Арафат!!! Мистер Арафат!!! Вернитесь!!!».
Если Арафат мог повернуться и уйти, если Абу Мазен мог не дожидаться Керри, а отправиться спать, это означает, что они - плоть от плоти «восточного базара» и его правила усвоили до тонкостей. Они знали и знают «когда перевернуть стулья» и заставить бежать за собой, как когда-то бегала Мадлен Олбрайт, с криком «Закройте ворота и не выпускайте Арафата!».
Может быть, пора уже научиться переговорам «по ближневосточному»?
Кислые плоды мира
Казалось бы нелепый вопрос, а зачем нам мир с арабами? Ответ, якобы, абсолютно ясен: мир – это справедливость, это безопасность, это возможность не тратить огромные деньги на «пушки вместо масла», это безоблачная дружба, как с Западом, так и с Востоком…
Только так ли?
Зеев Элькин, заместитель министра иностранных дел Израиля. привел следующие данные: за 45 лет существования Израиля, от момента создания до договора в Осло, несмотря на войны и все, что было, от палестинского террора погибла тысяча израильтян, а после договора, за 20 лет, прошедших от подписания договора до сегодняшнего дня, от палестинского террора погибло полторы тысячи израильтян. Так что с безопасностью все не так однозначно.
Что приносят «мирные инициативы» написано достаточно много. Издевательство над здравым смыслом никогда не приносило успеха, но на Востоке это ощущается особенно остро. Односторонний уход из Газы, это не знак миролюбия, это знак, что «террор работает», выпускание из тюрьмы убийц за согласие на переговоры, это знак не доброй воли, а знак слабости, чего на Востоке не прощают.
Как реагируют на ближневосточное миротворчество Керри?
Збигнев Бжезинский и Ко
В США провальное миротворчество Джона Керри взволновало группу, к счастью отставных, но к несчастью все еще достаточно влиятельных людей, многие годы связанных с национальной безопасностью и международной политикой. Збигнев Бжезинский (советник президента США Джимми Картера по национальной безопасности - здесь и далее прим. автора) , Фрэнк Карлуччи (советник президента США Рональда Рейгана по национальной безопасности, затем министр обороны) , Ли Гамильтон (бывший сенатор, член Консультативного совета по национальной безопасности), Карла А. Хиллс (она обладает таким набором должностей и званий, что все назвать просто невозможно. В общем – она международный консультант по внешней политике и международной деятельности) , Томас Пикеринг (бывший посол США во многих странах, в том числе и в Израиле) и особенно интересный герой - Генри Сайгмэн, возглавлявший в течение 16 лет Американский еврейский конгресс и одновременно считающий Израиль государством апартеида, опубликовали взгляд-рекомендацию на ближневосточные усилия США.
Можно было бы и не обращать внимания на их мнение, но оно отражает взгляды достаточно представительной группы и интересно еще и тем, что «бывшие» не связаны рамками протокола, могут говорить и писать что думают.
А думают и пишут они вот что. По их мнению, для США настало время более твердо заявить о позиции Америки в ближневосточном мирном процессе. Они обвинили Израиль в двойных стандартах и заявили, что нельзя сравнивать «подстрекательскую» палестинскую «всего лишь риторику» с израильской «подстрекательской» реальной деятельностью.
Важная мысль их письма: успех мирных переговоров зависит не столько от доброй воли сторон, а, прежде всего, от силы политического влияния Америки и решимости это влияние использовать.
Они горячо поддержали непризнание Израиля, как еврейского государства, и, ссылаясь на Меира Дагана, заявили, что израильский контроль над границей с Иорданией «не более, чем манипуляции».
«США не должны содействовать морально неприемлемым действиям - пишут они - и не должны быть участниками таких усилий, ни в Крыму, ни на палестинских территориях». Хотел этого Меир Даган или не хотел, но его заявления оказались использованы во вред Израилю в полной мере.
Йоси Сарид
Но Йоси Сарид (член Кнессета с 1974 по 2006 год, пишет еженедельную колонку для газеты Haaretz) сказал именно то, что хотел: «Говорят, в мире есть антисемитизм. Где же это печально известное отношение, когда даже малая толика его нам так необходима?»
Бедняга, он слышал, что «говорят» что есть антисемитизм, но вот где это – никак найти не может, расстроился.
А почему он так заскучал по антисемитизму? Экс-председатель МЕРЕЦ это разъяснил: «Израиль десятилетиями игнорирует решения международных институтов, насмехается над конвенциями и соглашениями, и открыто нарушает национальные права палестинцев и права человека. И мир молчит». Видимо, по мнению Сарида, антисемитизм должен поставить зарвавшийся Израиль на место, но мало его, антисемитизма, очень мало!
И этот человек 32 года был членом Кнессета, занимал министерские посты, с 1977 по 2006 годы был членом комиссии по иностранным делам и безопасности в Кнессете… Чудны дела твои, Г-ди…
Роберт Д. Каплан
Роберт Д. Каплан, один из ведущих политических аналитиков США, руководитель информационно-аналитического агентства Стратфор, пишет: «Страсть, а не геополитического видение, движет этим госсекретарем. И эта страсть, заставляющая его действовать - навязчивая идея, берущая свое начало в СМИ».
В Сирии Керри отдал ключевую роль России, в Крыму, говори - не говори, а ситуация необратима. Отношение администрации Обамы к таким странам, как Польша, Румыния, Украина и Азербайджан - пренебрежение в сочетании со слабостью. Возможно, Керри получит шанс, если начнутся серьезные переговоры вокруг ядерной программы Ирана; по крайней мере, тогда он будет участвовать в региональной дискуссии, которая имеет реальное значение.
Стратегической инновацией президентства Обамы до сих пор было, что Америка должна переключить свое внимание на критически важные регионы мира. Но Керри теперь провалил и это.
Переговоры – Израиль-Палестина - имеют лишь незначительный шанс на успех, стратегическое значение их для Соединенных Штатов явно переоценено: для США важнее, как выйти из этой проблемы, даже без мирного договора.
Соединенные Штаты так географически хорошо защищены, - пишет Каплан – настолько, что Керри может позволить себе даже некомпетентность внешней политики без серьезного ущерба для безопасности. Но союзники Америки, те, кто страдает от этих решений, не имеют такой географической защиты.
Нет ее и у Израиля.
Арно де Борчгрейв
Арно де Борчгрейв, многие годы возглавлял United Press International, был главным редактором The Washington Times, является директором Проекта по транснациональным угрозам в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне. К его мнению стоит прислушаться.
Он считает, что шансы Керри на достижение прорыва в арабо-израильском тупике были «не лучше, чем возможность найти снежный ком в Сахаре».
Абу Мазен в настоящее время приближается к концу своей политической карьеры, приближается жесткая борьба за власть в автономии. Главный претендент – ХАМАС – уже добился лояльности большинства палестинцев на Западном берегу. Нетаниягу знает, что единственный путь для Израиля, это быть уверенным в том, что ХАМАС никогда не наследует Западный берег в качестве палестинского государства. Для Нетаниягу+ лучше бы навлечь на себя гнев за так называемый «апартеид» на Западном берегу, чем сдаться палестинским «террористам» и получить обстрелы Гуш Дана с высот Иудеи и Самарии.
Чарльз Краутхаммер
Чарльза Краутхаммера Financial Times назвал самым влиятельным комментатором в Америке. О нем в США говорят, что он «оказывал влияние на внешнюю политику США на протяжении более двух десятилетий».
О ближневосточной миссии Керри он писал: Прошли безрезультатные девять месяцев. Это было безнадежное дело с самого первого дня. Керри просто пытается сохранить умирающие переговоры.
Израиль устал от дипломатической «финансовой пирамиды», в которых он держит Абу Мазена за столом переговоров, лишь освобождая террористов. До каких пор этим заниматься? Видимо до тех пор, пока последний убийца не будет освобожден - и в этот момент Аббас так или иначе пойдет в ООН за дальнейшим признанием.
Переговоры, переговоры…
Американской администрации нужен хоть какой-то успех на Ближнем Востоке, примерно, как с Бен Ладеном. Сегодня Барак Обама говорит о его ликвидации, как будто он лично выследил и застрелил его. То, что Аль Каида продолжает усиливаться отходит на второй план перед возможностью красивых политических деклараций.
А вот это уже не игра. Это прямое ее следствие
14 апреля вечером террорист занял позицию неподалеку от перекрестка Таркумия-Идна. Дождавшись проезда автомашин с желтыми (израильскими) номерами, террорист открыл огонь. В первую он не попал. Во второй убил Баруха Мизрахи, подполковника полиции, тяжело ранил его жену и сына, 9-летнего мальчика.
Свидетели видели одного из террористов: он был одет в черную одежду, похожую на военную форму, на голове у него была каска, огонь велся, по всей видимости, из автомата Калашникова.
Но возможно, что это единичный случай?
В январе 2014 г. ШАБАК опубликовал сводный ежегодный отчет за 2013 год. В отчете отмечен резкий рост терроризма в Иудее и Самарии по сравнению с предыдущим годом. Из 1271 нападения - 1042 пришлось на Иудею и 229 на Самарию. В 2012 году террористических атак в Иудее и Самарии было 578. Это на территории, подконтрольной Абу Мазену, якобы отказавшегося от насилия.
За этот же период в отчете отмечено существенное снижение террористической активности из сектора Газа. Если Газа отметилась в 2012 году 1130 нападениями (в числе которых 1085 ракетных атак), то в 2013 году таких нападений было 55. Это очевидное следствие операции «Облачный столп» в ноябре 2012 года. Операция помогла и отрезвила слишком горячие головы.
Понятно, что если факты мешают теории, то тем хуже для фактов, но не видеть того, что «область переговоров о мире» дала резкое, более чем в два раза, увеличение терроризма, а Газа, «область войсковых операций» стала значительно спокойнее, сложно.
Это вполне логичное следствие политики Израиля (и США), при котором за само появление Абу Мазена за столом переговоров нужно «платить», явно демонстрирует, что переговоры нужны только Израилю (и США).
За согласие на переговоры о мире не платят. Переговоры должны быть желанны, необходимы обеим договаривающимся сторонам. Если это не так, то придется продолжать боевые действия.
Вместо заключения:
1945-1947 гг. - борьба Мао Цзэдуна против Чан Кайши, закончившаяся победой первого переворотом, получившим благословение американского генерала Маршала. Генерал не увидел в бандах Мао ничего, кроме безобидных крестьян, желавших получения землицы. Где было генералу, члену вашингтонского высшего света разобраться в душах китайцев низшего сорта?
Прошло более полувека. Степень понимания американской элитой местных (неамериканских) реалий не изменилось.