На следующей неделе Барак Обама посетит ряд азиатских стран, в том числе Японию, Южную Корею, Филиппины и Малайзию. В связи с тем, что в прошлом году визиты были отложены из-за временной приостановки работы правительства, сегодня с приездом президента США связано много ожиданий.
В каждой стране будут обсуждаться разные темы, но, в целом, в регионе существует единая проблема: нарастающее влияние Китая и возможные меры, которые США может предпринять в этом направлении.
В первый срок своего правления Барак Обама заявил, что основной вектор внешней политики США будет направлен в Азию. Президент также дал понять, что намерен начать перераспределение ресурсов на территорию Азии (из Ближнего Востока). В мире такое положение устраивает далеко не всех. Ведь внимание Вашингтона также привлекают украинский и сирийский кризисы, и ядерная проблема Ирана.
Китай сегодня выходит на лидирующие позиции: он занимает место самого крупного торгового партнера азиатских стран. Китайские предприятия и потребители играют важную роль во всей производственной системе АТР. Также страна все больше и больше привлекает внимание туристов. Азиатские государства, нравится им это или нет, не могут просто так игнорировать Пекин. Потакать Китаю нет необходимости, но вот считаться с ним нужно.
Выход Китая на лидирующие позиции касается не только азиатских стран, но и США. Если на протяжении многих десятилетий азиатские правительства подстраивались под Вашингтон, «северный магнитный полюс» геополитики, сейчас им нужно ориентироваться на два «магнитных полюса» — Вашингтон и Пекин.
Азиатский регион играет важную роль во внешней политике США ( и именно там на протяжении многих лет концентрируются интересы Вашингтона), поэтому Обама должен дать понять, что Вашингтон намерен не только защищать свои интересы, но и дальше продолжать быть активным участником в межгосударственных отношениях внутри этого региона.
Укрепление позиций США в АТР началось с переговоров по подписанию Соглашения о Транс-Тихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве, новой торговой структуры, охватывающей весь тихоокеанский регион. В то же время США не должны интерпретировать это как попытку блокировать Китай. Вашингтон ведет политику вовлечения Китая в орбиту своей экономики, поэтому его стратегия по торговым, финансовым, экологическим вопросам и проблемам безопасности данного региона тесно переплетается с китайской. Все-таки Китай XXI века — не СССР середины XX века.
Укрепляя позиции в регионе, Обама должен одновременно контролировать нарастающие корейско-японский и китайско-японский споры. Но вероятность того, что США сыграют ведущую роль в их урегулировании, невелика. Вашингтон почти ничего не может сделать, кроме как помочь наладить диалог.
В повестку дня визитов в Токио и Сеул также должна войти ядерная проблема КНДР, ставшая угрозой безопасности всего региона. Сегодня КНДР, не ограниченная никакими международными договорами и не участвующая ни в одних международных переговорах, только наращивает свой ядерный и ракетный потенциал. И мы должны быть готовыми к тому, что Северная Корея успешно развивается в обоих направлениях.
Как дальше быть? Нет никаких признаков краха системы КНДР: Китай поддерживает Пхеньян на плаву. Не приходится надеяться и на то, что будет достигнут консенсус по ядерному вопросу.
Начав переговоры по этой сложной проблеме, мы вряд ли сможем убедить Северную Корею избавиться от ядерного оружия. Но даже если мы добьемся «заморозки» существующего положения, нам не останется ничего, кроме как действовать методом «кнута и пряника».
Пока что мы не смогли достичь здесь каких-то значимых результатов. Но вполне реальная угроза со стороны КНДР продолжает расти, и со временем проблема лишь становится более острой. Республика Корея и США могут начать реализацию соглашения о стратегии и целях путем принятия мер против ядерной угрозы со стороны Северной Кореи. Визит Барака Обамы в Южную Корею — отличная возможность, чтобы закрепить это соглашение.