Западные страны поставляют российским военным оружие последнего поколения и помогают в подготовке бойцов. Немецкий военный концерн Rheinmetall Ag, итальянская компания Iveco группы Fiat и французская компания DCNS сыграли ключевую роль в успехе операции Владимира Путина в Крыму.
Противоречия в недрах НАТО
На повестке дня - вопрос о глубоких противоречиях, лежащих в основе отношений между НАТО и Россией. Первого апреля Североатлантический альянс заявил о приостановке военного и гражданского сотрудничества с Москвой, но для стран-членов НАТО не так-то просто отказаться от уже заключенных миллионных контрактов.
Глава редакции военной информации агентства ИТАР-ТАСС Виктор Литовкин считает ситуацию нормальной. Он заявил Lettera43.it: «Политика и бизнес движутся параллельными путами».
Договор между Rheinmetall и организацией «Оборонсервис» стоимостью 100 миллионов евро
Компания Rheinmetall появилась на российском рынке в 2011 году, подписав с подконтрольной Министерству обороны организацией «Оборонсервис» контракт на создание центра боевой подготовки в Мулино под Нижним Новгородом. По сведениям газеты Neue Osnabrücker Zeitung, стоимость сделки составила 100 миллионов евро.
Подготовка 30 тысяч бойцов
Строительство центра боевой подготовки, оснащенного оборудованием лазерной имитации боя, в котором должны были проходить обучение 30 тысяч российских военных в год, еще не завершено. После аннексии Крыма немецкое правительство заморозило контракт на неопределенный срок. Тем не менее, согласно источнику из американского Сената, процитированному The Daily Beast, немцы начали подготовку российских военных уже в 2011 году. Что касается утверждения, что специальные силы ГРУ, действовавшие в Крыму, были оснащены самым современным вооружением, то Литовкин назвал его «смехотворным», заявив, что он уверен, что все оружие и амуниция произведены в России.
Читайте также: Российская армия предпочитает итальянские танки
Литовкин: «Политика — отдельно, бизнес — отдельно»
На заявление источника из американского Сената, выступившего за прекращение военных отношений стран НАТО с Россией до окончания кризиса на Украине и вывод российских сил из Крыма, Литовкин отреагировал следующим образом: «Политика и бизнес движутся параллельными путями. Сотрудничество между Россией и НАТО временно прерывалось в 1999 году во время кризиса на Балканах и в 2008 году из-за войны России с Грузией, но через короткое время оно снова возобновлялось, потому что это выгодно для всех».
Италия тоже ведет дела с Москвой, она должна поставить 1775 машин Iveco Lince к 2016 году
Однако, Rheinmetall — это не единственная западная компания, подписавшая контракт на поставки в Россию. Бронемашины Lince, дислоцированные в Крыму, появились в России в результате договора, подписанного итальянской компанией Iveco с Оборонсервисом.
Контракт по-прежнему действителен. В 2011 году предполагалась сборка к 2016 году 1775 машин Lince на заводе в Воронеже по итальянской лицензии общей стоимостью в 1,5 миллиарда долларов. После коррупционного скандала в Оборонсервисе, разразившегося в октябре 2012 года, который привел к отставке тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова, сборку машин стали производить на КамАЗе в Татарстане. В январе 2013 года генерал Владимир Чиркин объявил о прекращении поставок новых бронемашин, так как российское военное командование решило взять на вооружение машины, изготовленные в России, но, чтобы не платить неустойку, старый контракт оставили в силе.
Франция поставляет вертолетоносцы
После аннексии Крыма Париж попробовал отменить контракт, подписанный DCNS на поставки России двух вертолетоносцев класса «Мистраль». Но потом решение было отложено до осени, поскольку в случае нарушения договора, Россия потребовала бы заплатить штраф в 1,2 миллиарда евро.
Великобритания тоже оказалась между двух огней. Если министр иностранных дел Уильям Хейг заявил спустя несколько дней после референдума в Крыму о приостановке военного сотрудничества с Россией, то Министерство иностранных дел, говоря о контрактах на поставку вооружения Москве, упоминало только об «оценке» и «анализе» обстановки.