24 апреля — 99-я годовщина начала Великой катастрофы, выпавшей на долю армян Османской империи. Ровно 99 лет назад османские армяне по принятому их собственными властями решению о «депортации» подверглись вынужденной миграции в сирийскую пустыню Дер-Зор, их движимое и недвижимое имущество было конфисковано. Это бесспорно.
Дискуссионный вопрос — мотив депортации. Все, кто пытается оправдать действия диктаторов-иттихадистов (руководителей движения «Единение и прогресс»), приводят тезис о том, что, подняв восстание, армяне воевали против Османской империи на стороне вражеской России, и это превратило депортацию в военную необходимость. Однако тот факт, что переселение охватывает не поля боевых сражений, а всю Анатолию и Фракию, кроме Стамбула и Измира, опровергает эту идею.
Второй вызывающий дискуссии вопрос связан с численностью жертв депортации и тем, что с ними произошло. Количество депортированных достигло одного, двух миллионов? Сколько из них смогло добраться до пустыни Дер-Зор; сколько бежало в Россию; сколько, став мусульманами, избежало депортации; сколько погибло от голода, от эпидемий; сколько стало жертвами резни? Ответы на эти вопросы, возможно, мы так никогда и не узнаем.
Настоящий вопрос заключается в том, в какой мере к тому, что было совершено в отношении османских армян, применимо понятие «геноцид»? Конечно, рассматриваемые события соответствуют понятию «геноцид» в Конвенции ООН, подписанной в 1948 году и не имеющей обратной силы, которую ратифицировала в том числе и Турция. Но в то же время эти события с разных точек зрения не похожи на то, что нацисты сделали в Германии с евреями. С другой стороны, совершенно ясно, что определение «геноцид» не устранило проблемы очной ставки Турции с черными страницами ее истории. Тем не менее, для сохранения здоровья нашего общества мы должны обсуждать все черные страницы, включая и эту.
В последние годы в дискурсе официальных представителей турецкого правительства наблюдаются заметные изменения. Бывший министр обороны, член Партии справедливости и развития (ПСР) Веджди Генюль отмечал (10 ноября 2008 года): «Если бы не было депортации и обмена населением, у нас не было бы нынешнего национального государства!» Однако несколько месяцев назад министр иностранных дел, также член ПСР, Ахмет Давутоглу озвучил следующую мысль (Hürriyet, 13 декабря 2013): «Депортацию и события того периода я воспринимаю как абсолютно неправильную практику. То, что сделали иттихадисты, бесчеловечно. Мы никогда не согласимся с депортацией». А накануне премьер-министр Эрдоган подчеркнул: «Долг человечества — понять и разделить боль, пережитую в тот период армянами, равноправными гражданами Османской империи».
Мы должны обеспечить примирение турецкого и армянского народов. Самое разумное и добросовестное предложение на этот счет было сделано бывшим послом Волканом Вуралом. В интервью Neşe Düzel пятилетней давности Вурал отметил (Taraf, 8 сентября 2008 года): «Армянскую проблему решит не историк, а политик. Я не согласен с тем, что факты неизвестны. Если бы я имел соответствующие полномочия, я бы разрешил всем армянам, подвергшимся депортации, и даже другим меньшинствам при желании автоматически получить гражданство Турецкой Республики. Для этих целей могут быть привлечены денежные средства и создан фонд. Можно организовать выплату компенсаций. Важно занять позицию, которая покажет, что мы не бесчувственны к боли. Кроме того, я бы принес извинения».
В интервью на прошлой неделе Вурал повторил свою мысль (Хазал Озварыш, T24, 21 апреля 2014 года): «На мой взгляд, извинения за эти события — проявление силы, а не слабости. Полагаю, что мы способны проявить зрелость и сказать этим людям: „Мы уважаем вашу боль, но здесь также и ваша родина; мы хотим снова видеть вас среди нас и обнять вас как своих граждан“».
Слова Вурала указывают нужный путь.