В то время как стрельба из пистолета в ночном клубе, в результате которой пострадал выступающий за «Бешикташ» футболист Гекхан Торе и еще пять человек, вновь превратила вопрос об огнестрельном оружии в предмет активного обсуждения в Турции, появились новые подробности, касающиеся данного инцидента. Выяснилось, что в клубе Bedroom 15 дней назад был ранен в ногу бывший футболист клуба «Аданаспор» Эркан Эргюн, при этом только за четыре месяца в отношении данного клуба было проведено 70 процессуальных действий.
Полицией разыскивается некий Корхан Б., скрывшийся с места преступления вместе с молодой женщиной, с которой он познакомился в тот вечер. Предполагается, что подозреваемый мог силой заставить женщину покинуть клуб вместе с ним. Сигнал с мобильного телефона подозреваемого не поступает, считается, что он выехал за пределы Стамбула. Появилась информация о том, что в 2002 году, находясь в увольнении с военной службы, он ранил репортера одной местной газеты, за что впоследствии был судим и отбывал тюремное наказание.
Между тем сообщается, что на допросе Гекхан Торе произнес следующее: «Шум из соседней ложи раздавался все громче. Когда мы обернулись, чтобы посмотреть, что происходит, я увидел человека с пистолетом в руках. Он начал беспорядочно стрелять. Сначала мы укрылись под столом, но, когда этого оказалось недостаточно, мы спаслись от смерти, спрятавшись за находившейся поблизости звуковой колонкой».
Событие, о котором вот уже несколько дней говорит Турция, стало темой статьи журналиста Habertürk Явуза Семерджи. Напомнив, что 85% из одного миллиона единиц огнестрельного оружия в Стамбуле находится на руках нелегально, Семерджи подчеркнул, что «для владения таким видом оружия, по меньшей мере, необходимо разрешение». К экспертам мы обратились с вопросом: как можно контролировать огнестрельное оружие — путем абсолютного запрета или через лицензию на его хранение?
«Необходимо предотвратить производство и продажу оружия рядовым гражданам»
Преподаватель юридического факультета Университета Бахчешехир Али Кемаль Йылдыз:
Невозможно устранить преступление, ужесточив наказание. Нужно пытаться предотвратить преступление еще до того, как оно совершено. Важно не допустить возможности производства, продажи огнестрельного оружия в Турции и распространения его среди рядовых граждан. Необходимо повысить контроль и, исходя из этого, принять предупредительные меры. На мой взгляд, главная проблема — склонность людей к насилию. Если они не смогут найти пистолет, они станут использовать нож. Следует прежде всего ликвидировать потребность в обладании оружием. Физические лица не должны так просто получать разрешение. К тому же потребность иметь оружие и склонность к насилию необходимо устранять на психологическом уровне. Сегодня почти в каждом багажнике машины лежит бейсбольная бита. Все современные водители играют в бейсбол?
«Язык политики заставляет привыкать к насилию»
Пресс-секретарь Турецкой психиатрической ассоциации Бурханеттин Кайа:
Первое, что необходимо сделать, — снизить уровень насилия. Нужно изменить ментальную установку, которая оправдывает насилие как метод решения проблемы, заставляет людей привыкать к нему и изображает его как применимый и приемлемый. В политике решение межгосударственных и внутренних проблем строится на насилии. Используются разные виды насилия, но самым распространенным из них является вербальное насилие. Любая позиция, связанная с оскорблением, унижением, игнорированием «другого», препятствованием его самовыражению и существованию, относится к насилию. Когда насилие превращается в обществе в нечто обыденное и законное, оружие становится важным средством в перерастании насилия в агрессию. Если приобрести оружие (с разрешением или без) так просто, можно с легкостью его использовать, превратив насилие в некую акцию. В этой связи исправить нужно многое, и это касается прежде всего презентации насилия в СМИ как метода решения проблем. В каждом институте и среде (от школы до семьи, от прессы до политиков, от НКО до ВС) необходимы специальные образовательные программы о рисках вооружения общества и роли разоружения в поддержании мира. Следует крайне осторожно относиться к выбору физических лиц, получающих такое разрешение.
«Приобрести лицензионное оружие дороже»
Акционер военно-промышленной компании Trabzon Silah Sanayi A.Ş. в Трабзоне Мурат Алемдароглу:
Существуют критерии владения оружием. Человек, желающий обладать оружием, должен сначала получить специальное образование. Это как водить машину или работать на компьютере. Но для приобретения оружия такого рода обучения нет. Как правило, самым опасным последствием применения лицензированного оружия является ранение в результате несчастного случая. Образовательная подготовка, о которой здесь идет речь, позволит не только научиться пользоваться оружием, но и снизит уровень насилия в обществе, повысив вместе с тем уровень осознанности. Кроме того, приобрести оружие в нашей стране в противовес расхожему мнению сейчас достаточно сложно. При этом предпочтение отдается незаконному оружию, которое можно приобрести, например, за 2 тысячи турецких лир. Но в случае законной процедуры это же оружие может стоить не менее 10 тысяч. Именно поэтому преступление, как правило, совершается с применением нелицензионного оружия. Небольшая часть такого оружия продается из-под полы, однако значительная его часть поступает из-за границы. Это одновременно наносит вред и налоговой системе государства.
«Следует предотвратить импорт незаконного оружия в страну»
Председатель правления Sarsılmaz Silah Sanayi Латиф Арал Алиш:
Лицензированное оружие и так контролируется законом. Речь идет о самых сильных мерах по обеспечению контроля в этом вопросе — от оценки государством правомерности ношения и хранения оружия до состояния здоровья лица, пользующегося оружием. Введение тяжелого наказания для тех, кто не обладает разрешением на ношение оружия, — недостаточная мера. Важно принятие таких мер, которые предотвратят ввоз нелегального оружия в страну. Данные статистики показывают, что только 2% из совершенных с применением огнестрельного оружия преступлений были совершены с использованием лицензированного оружия. Разрешение — это своего рода сдерживающее средство, которое позволяет определить, у кого и где находится оружие. Разрешение на ношение оружия в Турции обычно имеется в том случае, если оно приобретено не с целью нападения, а с оборонительной целью.