— Я очень рада, что Еврейская больница их так встретила! Там шагу без денег не сделают. И поделом. Пусть в Киев едут, нечего им у нас в Одессе лечиться.
Я сначала слегка вздрагиваю от этой человеческой жестокости. Понятно же, что речь идет о взрыве гранаты на блок-посту перед въездом в Одессу, когда пострадали семь защитников этого поста. Вот их как раз и отвезли в Еврейскую больницу. Но принять вроде бы не захотели, мурыжили до самого утра, пока не разгорелся скандал. И вот теперь эта женщина говорит, что мурыжили правильно. Ей кажется, что эти люди — не местные, поскольку блок-пост — как бы это сказать? — желто-голубого цвета. А женщина — она же за федерализацию. Я просто сразу не сообразила, что раз она поднимается со мной из одного подземного перехода, то идет туда же, куда и я: по прямой дорожке — на митинг «федералов». Поэтому я успокаиваюсь. Это же не каждый встречный поперечный одессит говорит такие вещи — это все же очень специальная публика. И очень малочисленная.
Митинг на Куликовом поле, по крайней мере, сегодня, собрал человек 150. Милиция ужасно нервничала, что уже полчаса, как митинг должен начаться, а все не начинается. Милиция ругала за это организаторов. А с них — что взять? Кому охота глотку драть впустую? Ждали, пока соберется народ. Но так и не дождались, начали вот для этой кучки. Когда я пришла домой вечером — специально проверила, что про это сказал канал Россия-24? Митинг, конечно же, оказался «многотысячным».
Поэтому здесь Россию-24 очень любят. Он звучит из всех колонок во все остальное, внемитинговое время этого анти-майдановского лагеря. Сам лагерь расположен прямо перед фасадом здания обладминистрации. Он тут давно, с февраля. Поэтому в палатках самые что ни на есть печки с выведенными на улицу трубами. Еду готовят тут же, на площади, на костре, по-походному.
И здесь же коротают время между митингами.
А еще тут вывешена наглядная агитация. Все, кому интересно, могут сообразить, сколько они потеряли, оставшись без Януковича.
Здесь также можно ознакомиться с перечнем главных украинских «фашистов».
Во время митинга между людьми расхаживает тетенька с большой коробкой георгиевских ленточек. Она подходит ко мне и тоже предлагает эту ленточку. Я отказываюсь: «Не надо». И вдруг она останавливается, и спрашивает: «А почему не надо?». Я наклоняюсь к ее уху и внятно говорю: «Вы спросили? Я вам ответила». «Да, — соглашается женщина. — Но мне же интересно: вдруг вы боитесь?» Она вообще-то угадала. Я действительно боюсь этих ленточек. Моя дочь обожает таскать их из школы, они потом валяются по всему дому, но рука не поднимается их выбросить — ведь это вроде бы кощунство! И ты опять перекладываешь эту ленточку подальше, и она потом опять на тебя вываливается из какого-нибудь потайного уголка, и ты опять мечтаешь ее выбросить. И не можешь. Да, очень боюсь. Кроме того, мне совершенно непонятен повод, по которому эти люди цепляют на себя эти ленточки уже который месяц кряду. Это же в день Победы должно происходить? Иначе как отличить будни от праздников. Мне вообще немного странно, что акция, придуманная в российском агентстве РИА Новости, распространена здесь шире, чем в самой Москве.
В этом лагере по части символики обнаруживается только один дефицит. Я с большим изумлением вижу, как парнишка в черном очень ловко лезет за высокую мачту и начинает сдирать с нее флаг «Беркута».
Потом он спускается и передает этот флаг своему старшему товарищу. И тот… прикрепляет его на капот автомашины с портретом какого-то узника их анти-майдановой совести.
Сейчас эта машина поедет по улицам города как наглядная агитация. Так я поняла, что флаг «Беркута» у них почему-то один на все случаи жизни.
В целом у меня от этого митинга осталось то же ощущение, что от московских митингов коммунистов. Что-то такое унылое и страшно-страшно пронафталиненное. Вот от флагов Советского Союза до песни «Вставай страна огромная», которая лилась из колонок, пока люди ждали начала мероприятия.
А еще там крутили одну песню, которую я раньше не слышала. «Мы русские, мы русские, мы русские, мы все равно поднимемся с колен», — завывал какой-то хор. «А что раньше-то не поднимались?» - скептически сказала дама, стоящая рядом со мной. Похоже, не от чистого сердца она пришла на этот митинг. Может, просто притормозила по дороге на трамвайную остановку. Тут же висит объявление для тех русских, которым с колен подниматься не дают. Они могут позвонить и пожаловаться на это в Москву.
А я, когда услышала эту песню, почему-то вспомнила, как утром смотрела в повторе шоу «Шустер-LIVE», на котором выступал один либеральный деятель из России. Он с порога заявил, что каждый русский, приезжающий на территорию Украины, должен непременно извиняться перед всем украинским народом за то, что по отношению к этой стране творит Путин. И вот лично он эти извинения приносит прямо в эту минуту. Я, честно сказать, изумилась. Пусть за Путина извиняются те, кто за него голосует. Хотя они-то как раз и не станут извиняться, потому что они за него потому и голосуют, что поддерживают все, чего он ни сделает. Но главное, что пусть сначала извинится та часть украинского народа, которая дает повод России для вмешательства, перед другой частью, которая хочет сохранить страну. Пусть они между собой сначала переизвиняются. И хорошо бы первым поменьше кликать «Священную войну» на голову своей страны.