- Когда Армения вступала в Таможенный союз, звучали обещания о том, что Армения станет учредительным членом Евразийского экономического союза. А, на самом деле, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов сказал, что программы по созданию Евразийского экономического союза уже входят в силу, и соответствующий договор подпишут в мае руководители России, Белоруссии и Казахстана. Почему Армения оказалась в положении вне игры?
- В действительности, Армения находится в игре. Если еще некоторые документы не успеют подготовить до мая, то такое невозможно. Что представляет собой Евразийский союз? Это, безусловно, более глубокий уровень интеграции, который предусматривает интеграцию законодательства, экономических и правовых норм. Белоруссия и Казахстан уже давно работают над тем, чтобы привести все это в соответствие с Евразийскими стандартами. Армения присоединилась к этому очень поздно. С моей точки зрения, чрезвычайно важно, чтобы Армения стала учредительным членом. Объяснениями могут послужить только технические проблемы: многие вопросы еще не согласовались, Армения присоединилась к процессу позднее Казахстана и Белоруссии. Но это технический вопрос, и важность Армении в этих проектах нельзя недооценивать. Не нужно обижаться на это, существуют просто технические нюансы и детали.
- То есть, здесь вы не видите политической проблемы?
- Я не сомневаюсь в том, что проблема техническая, поскольку, преданность Армении Евразийским программам не ставится под сомнение. Армения давно уже является членом ОДКБ, конечно, существуют различные представления роли Армении и восприятия этой роли другими сторонами, но, по большому счету, контекст российско-армянских отношений, и значение Армении в этих проектах не оспаривается.
- Господин Дугин, вы дали интервью, в котором утверждали, что вполне возможно, что Россия пойдет на резкие шаги в отношении Азербайджана, если Азербайджан попытается начать поиски старшего брата вне России.
- Это было мое интервью после голосования о принятии украинской резолюции на Генеральной Ассамблее ООН, в ходе которого Азербайджан проголосовал за резолюцию. Я говорил, что Россия является гарантом территориальной целостности каждой постсоветской страны. Гарантом территориальной целостности Армении и Азербайджана также является Россия, и гарантом Карабаха тоже является Россия. Если представить, что Россия снимает с себя эти функции, то территориальная целостность Армении и Карабаха не будет гарантирована, поскольку Россия является пропорциональной державой, и, естественно, страны, находящиеся в прилегающей к России зоне, могут сохранить свою территориальную целостность исключительно за счет добрососедских отношений с Россией. То есть, нужны либо нейтральные, либо тесные отношения. Если вести антироссийскую политику, находясь в постсоветском пространстве, то территориальную целостность можно поставить под сомнение. Я это имел в виду. Я это говорил азербайджанцам, армянам, грузинам, молдаванам, украинцам. Это я уже говорю более 15-и лет. Этот факт доказан Южной Осетией, Абхазией, Приднестровьем, Крымом, а также Карабахом, потому что Карабах на сегодняшний момент армянский, поскольку армяне договорились с Россией.
То, что Баку выступил против России, показывает, что азербайджанцы бросают нам вызов, как Саакашвили и киевская хунта, и мы уже знаем, чем заканчивается подобная политика. В Азербайджане существует талышский фактор, лезгинский фактор. Есть много других факторов, серьезность которых Азербайджан не представляет себе. У России есть много рычагов для того, чтобы говорить на дружественном языке, на языке диалогов, или на враждебном языке. Кстати, я никому не угрожаю. Что касается Карабаха, то не думаю, что Россия даже в экстремальных условиях, признает независимость Нагорного Карабаха, нынешняя ситуация выгодна России. В действительности, если Россия начнет говорить с Азербайджаном, который демонстрирует недоброжелательное отношение к России, и это показало голосование в ГА ООН, то кроме Нагорного Карабаха существует и ряд других факторов, которые могут быть задействованы со стороны России. В конечном счете, у России есть также факт Нагорного Карабаха, который будет использован только в крайнем случае, на самом деле, Россия не спешит в вопросе использования фактора Нагорного Карабаха, но он существует, и это оружие, которое пока не будет стрелять. Если будет вестись политика, похожая на антироссийскую политику Саакашвили, то соответствующие последствия дадут о себе знать. В случае Армении тоже может возникнуть такая угроза при наличии подобных сценариев.
Я очень хорошо отношусь к армянам, хорошо отношусь также к азербайджанцам. Не нужно обижаться на действительность. На ГА ООН нужно было проголосовать либо с нами, либо воздержаться, в противном случае, для нас это уже вызов, в том случае, когда мы идем с Азербайджаном на компромисс по многим вопросам. Так не поступают. В этой сложной для России ситуации был важен каждый голос, а Армения проявила себя, как преданный друг, и это в действительности, мы оценили, а Азербайджан неожиданно предал нас, это тоже было оценено с нашей стороны. Будем ли мы молчать? Нет, конечно. Они идут по пути самоуничтожения.
- Россия выступает с позиций принципа самоопределения, до присоединения Крыма, Россия признала ее независимость. По вашим заверениям, Россия является гарантом безопасности и территориальной целостности Армении, почему, в таком случае, Россия не признает независимость Карабаха, и ОДКБ, членом которого является также Армения, никак не реагирует на инциденты на армяно-азербайджанской границе?
- Я считаю, что, не признавая независимость Карабаха, Россия оставляет возможность для развития дипломатических отношений с Азербайджаном. Азербайджан является серьезной региональной страной, связанной с Россией многими историческими, экономическими и геополитическими связями. Не признавая Карабах, Россия сохраняет эти связи. Это на самом деле очень важно, этим Россия показывает, что выступает не в качестве стороны конфликта, а принимает тот факт, что Карабах принадлежит Армении, но де-юре, в составе Азербайджана. Таким образом, Россия де-факто поддерживает Армению, и де-юре соглашается с Азербайджаном. Россия могла признать независимость, но для этого должна иметь аргументы. Например, если азербайджанцы посмеют полностью испортить свои отношения с нами, мы прибегнем к этому.
- ПАСЕ приняла резолюцию, осуждающую действия России в отношении Крыма. Парламентская ассамблея Совета Европы лишила российскую делегацию права голоса. Существует ли вероятность того, что Россия в этом вопросе будет искать партнеров из СНГ, и заставит Армению тоже временно заморозить свое участие в ПАСЕ?
- ПАСЕ раскритиковала нас по поводу и без, унизила, эта организация для нас не имеет никакого значения. Когда мы с Западом идем на сопротивление, то побеждаем, а когда идем навстречу и сближаемся, то проигрываем. Это для нас положительно. Это такой незначительный вопрос, что Россия не потребует следовать ее примеру. Кстати, по моему мнению, в ООН Армения проголосовала в соответствии со своим свободным решением.