Положения женевских соглашений предельно ясны, но, кажется, не все подписавшие его представителями Украины, России, Соединенных Штатов и Европейского Союза понимают их одинаково.
Проблемы начались сразу. Они связаны с интерпретацией одной из фундаментальных фраз. «Все незаконные вооруженные группировки должны сложить оружие», — записано в документе, который должен был стать основой для нормализации ситуации в бывшей советской республике. «Все» означает действительно «все» только для России, в то время как для Украины, США и ЕС «все» относится только к пророссийски настроенным сепаратистам.
Разоружены только пророссийски настроенные жители
Дело в том, что к незаконным вооруженным группировкам относятся не только те группы, которые занимают административные и общественные здания на юго-востоке страны, но и те, которые делали то же самое в прошлые месяцы в западных регионах. Именно их действия привели события на Майдане к кровавой развязке и вынудили к бегству Виктора Януковича. Ультранационалисты уже несколько недель призывают правительство решить вопрос с сепаратистами. Они организовали батальон «Донбасс», чтобы бороться с пророссийски настроенными гражданами, требующими автономии.
Столкновения на восточной границе
Лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош 23 апреля объявил о формировании подразделения из 800 боевиков, которое должно действовать вблизи российской границы, где складывается очень напряженная ситуация, а официально объявленная исполняющим обязанности президента Александром Турчиновым антитеррористическая операция идет кое-как.
Между тем Верховная рада проголосовала за разоружение групп антироссийски настроенных ультранационалистов, которые предпочли проигнорировать это решение.
Дерусифицировать страну
Штаб-квартиры «Правого сектора» в гостинице «Днепр» в Киеве больше нет, и Ярош объявил, что на Майдане нет вооруженных активистов, но его призывы ко всеобщей мобилизации и воинственные заявления говорят о том, что отныне «Правый сектор» пошел по пути, лежащему вне рамок закона.
Ярош выставил свою кандидатуру на пост президента на выборах, которые должны состояться 25 мая. Он выдвинул программу дерусификации страны и выступил против олигархов. Согласно опросам, он пользуется поддержкой 2% граждан. Его действия полностью противоречат установкам Министерства внутренних дел, возглавляемого Арсеном Аваковым.
Военизированное крыло националистов теперь выступает против правительства
После гибели в ходе спецоперации координатора «Правого сектора» Саши Билого «Правый сектор» вступил в открытое противоборство с правительством. Если Аваков сказал, что это было самоубийство, то Ярош заявил, что это была настоящая расправа, и назвал Министерство внутренних дел, возглавляемое вернейшим соратником Юлии Тимошенко, «террористической организацией».
Во время восстания против Януковича и особенно в его заключительной фазе действия военизированного националистического крыла были на руку умеренной оппозиции, которая теперь стала большинством в правительстве, но со временем правительство потеряло контроль над «Правым сектором» и стало делать вид, что Ярош — это просто странный тип.
Путин выжидает перед тем, как начать действовать
Западные партнеры, уже продемонстрировавшие свою близорукость в прошлом, не принимают Яроша всерьез. Москва же, напротив, преувеличивает роль и значение националистов. В пропагандистской игре Ярош парадоксальным образом оказывается лучшим союзником Владимира Путина, который только и ждет удобного случая спровоцировать еще больший хаос на Украине.
Можно сказать наверняка, что попытки удержать под контролем «Правый сектор», предпринимаемые в Киеве бывшим комендантом и руководителем самообороны Евромайдана, а теперь главой Совета национальной безопасности Украины Андреем Парубием, провалились.
Самофинсируемые группы
«Правый сектор» отказался от предложения влиться в Национальную гвардию, куда вошли силы самообороны, возникшие на Майдане в Киеве и в областных центрах западной Украины. Он предпочел сохранить свою автономию вне институциональных рамок, чтобы иметь свободу действий. Самофинансируемая группа, кроме того, пользуется сильной поддержкой зарубежной украинской диаспоры, о чем сам Ярош неоднократно упоминал. Ультранационалисты были и остаются одними из главных игроков на сцене Украины, которая стоит на краю пропасти. Не важно, что опросы свидетельствуют о небольшом числе приверженцев Яроша. Как продемонстрировали события на Майдане, достаточно нескольких тысяч человек с одной и с другой стороны, чтобы сменить режим.
Большая способность к действиям
Их сила не в народной поддержке, а в способности действовать. После кризиса в Крыму и эскалации событий в Донбассе связи между Советом национальной безопасности Украины и «Правым сектором» усилились в перспективе борьбы с общим врагом, хотя как будет действовать «батальон Донбасса» на месте, пока неизвестно.
События последних дней в городах на юго-востоке Украины, приведшие к гибели и ранениям людей, доказывают, что ситуация вышла из-под контроля, а инициативы «Правого сектора» вряд ли будут способствовать мирному разрешению.