Как ожидалось, очередные палестино-израильские переговоры так ничего и не дали. Все три участника утомительного, но, увы, безрезультатного девятимесячного марафона сошли с дистанции всего за несколько шагов до намеченной на 29 апреля финишной линии. Как бы то ни было, переговоры не были совсем уж бесполезными: Иерусалим получил дипломатическую передышку, а Палестинская автономия нежданно добилась освобождения из израильских тюрем сотен террористов, на счету которых жизни сотен израильских граждан.
Все еще давно поняли (особенно в Израиле), что переговоры обернутся провалом. Однако давление Вашингтона и упрямство американского госсекретаря Джона Керри вынудило всех и дальше ломать комедию. Но раз все стороны (в первую очередь, палестинцы) ни на шаг не отступили от первоначальных требований, остается лишь опустить занавес.
Сейчас уже бесполезно анализировать ход переговорного процесса и даже последние попытки США придать ему второе дыхание. Лучше будет разобраться с тем, почему и как прозвучало положившее всему конец признание провала. Стоит ли ждать продолжения? Вряд ли, хотя в ближневосточных реалиях возможно все.
Как бы то ни было, президент Обама недавно сам заявил, что больше не собирается строить иллюзии. Хотя ему, казалось бы, уже не впервой игнорировать реальность или поворачиваться к ней спиной. Кроме того, историкам в далеком будущем будет непросто объяснить решения и поступки главы Палестинской автономии Махмуда Аббаса, которые лишь ускорили крах «исторического» договора.
Прежде всего, он в нарушение всех обязательств обратился в ООН с требованием сделать Палестинскую автономию частью международных соглашений, хотя она и не является государством. Далее, он пригрозил просто-напросто аннулировать эту самую автономию, перечеркнув тем самым раздел территории на западном берегу реки Иордан на три зоны (договориться о нем было очень непросто): А, В и С (Палестинская автономия пользуется всей полнотой власти в зоне А, а Израиль может свободно распоряжаться зоной С, что относится в том числе и к поседениям). Такой шаг создал бы для Израиля огромные проблемы на всей этой территории.
Тем не менее, всего через несколько дней он изменил позицию и отказался от обозначенных планов. Но Иерусалим к тому моменту уже аннулировал обещание освободить четвертую группу заключенных (это, кстати говоря, могло бы породить настоящий правительственный кризис).
Тогда Махмуд Аббас сделал непростительный и, как еще недавно казалось, немыслимый шаг: он пошел на сделку с дьяволом, то есть с ХАМАС. На этой неделе стороны подписали соглашение, в котором предполагается объединение, формирование общей организации, проведение выборов, создание новых институтов и нового руководящего класса.
Израиль резко отреагировал на случившееся, а в Вашингтоне осудили решение палестинцев. «Аббас выбрал ХАМАС вместо мира, — заявил Нетаньяху. — Перед ним был выбор между Израилем и ХАМАС. Получить и то, и другое у него не получится». Для Израиля ХАМАС, как и «Хезболла», это непримиримый враг, который без конца пускает ракеты и не скрывает стремления уничтожить «сионистское» государство.
Так, в статье 13 устава ХАМАС говорится следующее: «Политические инициативы и так называемые мирные решения (...) противоречат концепции движения исламского сопротивления. Отказ от части Палестины равнозначен отказу от части религии. У палестинской проблемы нет другого решения кроме джихада».
Новость о соглашении ХАМАС и Палестинской автономии может служить отражением всеобщей растерянности: Махмуд Аббас недоволен забуксовавшим месте процессом, тогда как ХАМАС пришлось поступиться стратегическими и экономическими позициями после свержения в Египте поддерживавших их «Братьев-мусульман».
Эти планы по объединению вызывают беспокойство не только в Израиле, но и у Запада, который объявил ХАМАС террористической организацией. Но если такой союз, как ожидается, одержит победу на будущих выборах, Израилю придется иметь дело с новой угрозой с западного берега реки Иордан. Запад же окажется лицом к лицу с союзником «Аль-Каиды», как это прописано в уставе ХАМАС.
В целом, две эти последние инициативы, которые, вероятно, окончательно похоронили все шансы на мир с Израилем, в очередной раз подтвердили почти что столетнюю тенденцию. Как сказал бывший глава израильского внешнеполитического ведомства, «палестинцы еще ни разу не упустили случая упустить случай».