Понятие «управление конфликтом» я позаимствовал у директора Организации международных стратегических исследований (USAK) Оздема Санберка, употребляющего его в большей степени для обозначения процесса, в результате которого разногласия преодолеваются, а конфликтующие требования различных игроков международных отношений приводятся к единому знаменателю.
Суть вопроса заключается в том, что конфликты могут возникать не только между государствами, но и внутри самой нации. И подчас представители одного и того же государства вступают в противоречия друг с другом гораздо чаще. Причиной этих противоречий могут быть как конфликты между теми или иными группами в обществе, так и нередко упорядочивание отношений государства и общества.
Демократии, как правило, пытаются урегулировать эти противоречия с помощью таких принципов, как защита свобод, гарантирование прав и свобод, и таких методов, как переговоры. Таким образом, умение управлять требованиями государства и общества формируется в рамках принципов демократии и права.
Баланс свободы и безопасности
Если мы обратим внимание на связанные с празднованием 1 мая требования профсоюзов, то увидим несколько разных точек зрения. Одни федерации и конфедерации трудящихся принимают инициативу правительства — запретить первомайские шествия на площади Таксим, однако Конфедерация революционных рабочих профсоюзов Турции (DİSK) выступает против этого требования. Члены DİSK полагают, что праздничные мероприятия по случаю 1 мая на Таксиме — их естественное право. Власти же настаивают на том, что площадь Таксим ни при каких условиях не должна быть открыта для первомайских шествий.
Именно в этой связи возникает мысль о поисках баланса между свободой и безопасностью благодаря умению управлять конфликтом. Такие даты, как День международной солидарности трудящихся в Турции, обладающие тяжелым классовым, политическим содержанием и особой смысловой нагрузкой, помимо привычных демонстраций и праздничных мероприятий несут также и другие смыслы.
Иногда это связано с историческими травмами, под влиянием которых формировалась самобытность обществ и групп (память о «Кровавом Первомае» 1977 года), а иногда классовая, политическая, экономическая, этническая и иная солидарность. Эти и другие подобные нюансы должны быть правильно прочитаны и учтены властями. Демонстрации и шествия со столь высоким эмоциональным содержанием в отличие от других мероприятий такого рода являются гораздо более уязвимыми.
Группы, полагающие, что они не поняты и не услышаны, могут пойти по пути демонстрации своей исключительности, выражая гнев и бросая вызов властям на площадях. Как и в других странах, наша история полна таких примеров.
В 2010 году первомайские шествия впервые за 33 года прошли в Таксиме; при отсутствии каких-либо неприятных происшествий здесь царила атмосфера абсолютного праздника. Первомай 2010 года премьер-министр Эрдоган описал так: «Это конкретное свидетельство в пользу того, что Турция изменилась, обрела зрелость, разрушила табу, превзошла статус-кво, избежала страхов подстрекательства к бунту и провокации». В 2010 году безопасность была обеспечена через расширение свобод.
Тем не менее, в ходе акций в защиту парка Гези был продемонстрирован противоположный подход, и социально-политические требования свелись к вопросу безопасности. В результате протестные митинги приобрели еще более агрессивный характер. Точно так же сужение сферы свободы привело к конфликтам в период проведения праздничных мероприятий по случаю Навруза. В большинстве случаев позиция, связанная с ограничением свобод, порождает еще большую угрозу безопасности вопреки стремлениям и планам властей.
Суть споров о площади Таксим в свете Первомая состоит не в том, что она стала символом сопротивления, хотя на это сегодня многие обращают внимание. Особым значением обладает потребность людей идентифицировать себя, а это уже имеет отношение к области социальной психологии.
В действительности необходимо задуматься над стремлением общественных групп быть замеченными. Они говорят: «Я здесь», — используя смысл, который вкладывается через символизацию данной площади. Если мы сможем перенести данный вопрос из сферы пространственного анализа в область социальной психологии, полагаю, нам удастся получить возможность более безопасно и конструктивно встретить Первомай.