Новороссия: Путин лишь мельком упомянул этот термин во время своей пятичасовой пресс-конференции, транслировавшейся в прямом эфире. Однако возрождение этого географического названия южной и восточной части Украины — территории, отвоеванной Екатериной Великой у Османской империи в конце 18 века, — вызвало широкий резонанс в российском обществе.
«Я хотел бы напомнить вам, что то, что называлось Новороссия во времена Российской Империи — Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев и Одесса — тогда не были частью Украины… Россия потеряла эти территории по различным причинам, но люди остались», — сказал тогда Путин.
Эти бывшие территории Османской империи, получившие название Новороссии сразу после их завоевания около 2 столетий назад, сегодня представляют собой аграрный юг и промышленный восток Украины, жители которых в основной своей массе говорят на русском языке.
Интерес Путина к русским, живущим в ближнем зарубежье, не является новостью. В 2005 году он назвал развал Советского Союза в 1991 году «величайшей геополитической катастрофой столетия», которая повлекла за собой печальные последствия: десятки миллионов сограждан и соотечественников оказались за пределами России.
Спустя почти десятилетие он, очевидно, намеревается исправить географические ошибки своих предшественников, что он совсем недавно сделал в Крыму, входившем в состав России до 1954 года, когда его передали Украине.
Постоянно меняющиеся границы Российской империи, образование Советского Союза и последующий его хаотичный распад сделали русскую идентичность весьма туманным понятием. Постепенное расширение межнациональных браков на фоне закрепившегося в обществе атеизма, охватившего страну после большевистской революции 1917 года, еще больше осложнили решение вопроса о том, кто был русским, а кто нет. Но это не остановило Путина и многих других российских политиков, которые горячо обсуждают судьбу русскоязычного населения в ближнем зарубежье и обещают защитить его любой ценой.
Кто такие этнические русские?
Число тех людей, которых Путин называет «согражданами и соотечественниками», проживающими в бывших республиках Советского Союза, в значительной степени варьируется отчасти из-за того, что не существует единого мнения по вопросу о том, кого именно можно называть этническими русскими.
Читайте также: Вторжение в Крым определяется ее историей и мировозрением
«Во-первых, кто относится к этническим русским на Украине? — спрашивает Стивен Блэнк (Stephen Blank), старший научный сотрудник Американского внешнеполитического совета. — Русские пользуются этим понятием так, как им заблагорассудится: иногда они имеют в виду русскоязычное население. Кроме того, сейчас появился новый закон о российском гражданстве, согласно которому, если ваши дедушки и бабушки жили в России и ваш родной язык — русский, вы имеете право стать гражданином России».
Блэнк язвительно добавил: «Согласно этому закону, я могу претендовать на российское гражданство — а они могут вторгнуться на Брайтон-Бич и попытаться освободить российских евреев, которых притесняют власти Нью-Йорка».
Что бы вы ни вкладывали в понятие «соотечественник», их число сейчас будет стремительно расти. Закон о гражданстве, о котором говорил Блэнк, - кратчайший путь к российскому гражданству - вступил в силу на прошлой неделе вместе с новым законом, требующим сдавать экзамены на знание русского языка всем тем, кто хочет стать гражданами России.
После аннексии Крыма Россией живущие там этнические русские (большая часть населения Крыма поселилась там после массовой высылки крымских татар, которую в 1944 году распорядился провести Сталин) уже вернулись под крыло России.
Связи с Россией
В так называемой Новороссии связи с российским руководством также имеют глубокие корни.
В конце 18 века, когда императрица Екатерина Великая отвоевала Новороссию у Татарского ханства и Османской империи, она постаралась сделать ее максимально русской, настаивая на использовании на этой территории русского языка и предоставляя ряд привилегий переселенцам.
Алексей Миллер, историк и автор книги «Украинский вопрос: русский национализм в 19 веке», утверждает, что в конце 18 века юг Украины был более или менее незаселенным, потому что он представлял собой спорную пограничную территорию между двумя различными империями: там постоянно происходили набеги кочевников, местных жителей угоняли в рабство и так далее. Поэтому в те времена там жило относительно небольшое число людей. И после присоединения этого региона к Российской империи его сделали главным направлением аграрной миграции.
Императрица пригласила поселиться в Новороссии европейцев, а также пожаловала землю представителям русского дворянства, которые организовали там крепостнические хозяйства. До большевистской революции в этот регион съехались миллионы людей со всей Российской империи.
Также по теме: Почему Крым ушел к России
«После революции в этих областях продолжился процесс индустриализации, и там наблюдался приток рабочих из России. После голода в 1932-1933 годах в эти районы приехало некоторое — не слишком значительное — число рабочих колхозов», — добавляет Миллер. Искусственно вызванный голод, получивший название Голодомор, был спровоцирован Сталиным, чтобы загнать украинских крестьян в колхозы, и стал тем самым переломным моментом в истории, который настроил украинцев против Москвы.
В то время как юг был аграрным районом, восток стал промышленным центром. «Этнические русские на востоке Украины, в Донбасском регионе, начали приезжать туда в конце 19 и начале 20 веков, когда там обнаружили месторождения угля и железной руды», — пишет Миллер. Рабочие, многие из которых были русскими, наводнили собой то, что впоследствии превратилось в «мощную промышленную базу».
Однако в 1922 году, спустя несколько лет после того, как Большевистская революция положила конец царскому режиму, земля, известная как Новороссия, была передана новой Украинской советской социалистической республике, которая позже вошла в состав Советского Союза. Путин недавно выразил свое сожаление в связи с решением советского руководства передать Новороссию Украине: «Бог им судья».
Перемещение границ
И снова этот регион и его жители оказались жертвами захватов. Ситуация осложняется еще и тем, что население Украины «всегда было смешанным», как говорит Стивен Фиш (M. Steven Fish), профессор политологии Калифорнийского университета, специализирующийся на посткоммунистических странах.
«Украина в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, как независимое государство, представляет собой постсоветский феномен — то же самое можно сказать и об остальных бывших советских республиках. В течение многих веков эти страны входили в состав различных мощных империй», — добавляет Фиш.
Из-за постоянной смены империй и границ многочисленные русские сообщества сегодня проживают не только на территории Украины, но и во многих бывших советских республиках. Это стало результатом целого ряда факторов, начиная с доктрины 18 века о развитии этих районов путем их заселения и до мира «промышленного развития, ГУЛАГов, сталинских переселений и попыток бежать от Второй мировой войны» в 20 веке. «В течение нескольких веков произошел целый ряд массовых переселений», — добавляет Блэнк.
Читайте также: Станут ли среднеазиатские республики новым Крымом?
В таких странах, как Казахстан, многочисленные русские сообщества живут в относительной гармонии с коренным населением, тогда как русскоязычные граждане Латвии (которые составляют 26% населения страны) после развала Советского Союза вынуждены постоянно отстаивать свои профессиональные и экономические позиции. На прошлой неделе латвийские чиновники заявили, что русские «провокаторы» пытаются разжечь беспорядки в Латвии точно так же, как они сделали это на Украине, а чиновники НАТО утверждают, что расположение российских войск позволяет им с легкостью вторгнуться в сепаратистский регион Приднестровье (также являющийся частью Новороссии), русскоязычное население которого имеет связи с Москвой.
Тяжелый разрыв
С момента распада СССР прошло уже больше 20 лет, однако последствия этого события стали для многих ежедневной реальностью. Всего за одну ночь около 25 миллионов этнических русских превратились в диаспору. К 2003 году около 8 миллионов вернулись в Россию. Половина из них приехала из Средней Азии, где отношения между русскими и тюркскими народами зачастую были весьма напряженными.
Отношения были натянутыми также и в странах Балтии, где этническое русское население особенно часто заявляло о своем бесправии после распада Советского Союза. Примерно одна треть этнических русских, проживающих в Латвии, не являются ее гражданами и не имеют возможности пользоваться некоторыми правами, в том числе правом голосовать и избираться на государственные посты. ООН упрекнул Латвию в том, что она никак не поддерживает интеграцию, однако с момента обретения независимости число браков между латвийцами и русскими в стране выросло, несмотря на официальные трения. Межнациональные браки русских и украинцев также уже долгое время являются нормой — это еще один фактор, который усложняет решение вопроса об идентичности в процессе голосований за отделение.
Существуют ли еще какие-либо постсоветские государства с многочисленным русским населением, которые вскоре могут столкнуться с ситуацией, подобной ситуации в Крыму и на Украине? Историк Миллер считает, что при ответе на этот вопрос стоит учитывать не только то, где на карте находятся сообщества этнических русских, но и то, насколько выгодно будет Кремлю ввязаться в еще один кризис.
«То, что Путин делает на Украине, вовсе не связано с его желанием спасти русских, это объясняется его геостратегическими мотивами», — говорит Миллер, добавляя, что мотивы России, возможно, очень похожи на мотивы США, когда последние вступают в борьбу за демократию — в тех странах, которые богаты нефтью. По его словам, другим бывшим республикам стоит задать себе вопрос: «Достаточно ли справедливо мы относимся к русским? И не имеет ли Путин в нашей стране такие важные стратегические интересы, которые могли бы сделать дискриминацию русских удобным поводом для вторжения?»