Осознавая активную роль женщин и их потенциал в обществе, иранское правительство президента Хасана Рухани начало назначение представительниц прекрасного пола на разные административные должности высшего и среднего звена, в том числе и на посты губернаторов провинций.
Принимая во внимание состав иранского общества, число людей с высшим образованием и количество опытных и квалифицированных сотрудников, можно утверждать, что женщины вправе играть ведущую роль в устойчивом государственном развитии. Кабинет Рухани, именуемый в Иране «правительством благоразумия и надежды», реализует в стране принцип меритократии (власти достойных) и, воздерживаясь от любой дискриминации в кадровой политике, использует способности и потенциал женщин в разных управленческих сферах.
Являясь частью эффективных профессиональных кадров, женщины разных национальностей Ирана наравне с мужчинами вносят огромный вклад в прогрессивное развитие своей страны и уже отметили своими героическими подвигами многие страницы современной истории Исламской республики.
Нынешний президент Ирана еще в период своей предвыборной кампании многократно заявлял о том, что в случае своего избрания на высший исполнительный пост государства намерен укреплять социальное положение женщин и оценивать их научный, исследовательский, политический, общественный и экономический потенциал наравне с мужчинами. Никто не может решать, должна ли женщина посвящать себя полностью семье или заниматься общественно-профессиональной деятельностью, потому что этот выбор она вправе делать самостоятельно, не нуждаясь ни в какого рода покровительстве.
Так, в одном из своих выступлений кандидат на пост президента ходжат-оль-ислам Рухани заявил следующее: «За пять последних лет количество работающих женщин сократилось на 23%. Необходимо привести в соответствие количество работающих и учащихся женщин, что и является целью нашего будущего правительства».
Вслед за этим он продолжил: «Женский вопрос требует особого внимания. Женщины проявляют активность и трудятся в любом обществе, однако довольно часто случается так, что они выполняют работу такую же, как и мужчины, но их права отличаются».
Еще в самом начале своего президентского срока глава нынешнего иранского правительства тщательным образом подчеркивал роль женщин в административном управлении государством. На практике это нашло воплощение в том, что он назначил нескольких представительниц прекрасного пола вице-президентами, в том числе и по правовым вопросам, а также руководителем Организации по защите окружающей среды.
Не секрет, что Министерство внутренних дел является одним из ключевых ведомств исполнительной власти, ведь, помимо политических аспектов, ему приходится заниматься на местах вопросами социального, экономического и культурного развития.
Министерство внутренних дел Ирана, представленное на местах администрациями генерал-губернаторов в провинциях, губернаторов в областях и префектов в округах, несет на себе огромный груз ответственности за все регионы страны. Поэтому административно руководство каждой из 31 провинции Исламской республики возложено на надежную управленческую команду.
В каждой провинции генерал-губернатор олицетворяет собой местное руководство, но и на губернаторов областей возложены немалые обязанности.
В рамках структуры исполнительной власти губернатор тоже считается высшим представителем власти на областном уровне и имеет чрезвычайно важные полномочия.
Учитывая потенциал женщин в местной управленческой сфере, иранские власти приняли решение назначить представительниц прекрасного пола на должности губернаторов областей трех провинций Систан и Белуджистан, Голестан и Хормозган. Кроме того, еще одна женщина заняла пост заместителя генерал-губернатора.
С началом работы «правительства благоразумия и надежды» одним из его первостепенных требований, как сказал министр внутренних дел Исламской республики Абдолреза Рахмани-Фазли, стал учет развитости иранского государства.
Возможно, сейчас эта развитость в разных частях Ирана только формируется путем назначения на ответственные должности поистине высококвалифицированных специалистов, однако для таких регионов, как Систан с его областями и округами, эффективное руководство является актуальной необходимостью.
В связи с этим назначение генерал-губернаторов провинций и губернаторов областей стало осуществляться согласно представлению о государственном развитии, ставшего важнейшим принципом работы нынешнего иранского правительства.
На данном основании в таких провинциях, как Систан и Белуджистан, требующих от руководства большей отдачи, для работы стали назначаться губернаторы и прочие административные служащие из числа наиболее эффективных управленцев.
Впервые за столь короткий промежуток времени в провинции Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана, где накопилось весьма много нерешенных задач, пост заместителя генерал-губернатора и должность губернатора двух провинциальных областей заняли женщины.
На пост заместителя генерал-губернатора по вопросам административного развития и человеческих ресурсов была предложена кандидатура Захры Арбаби, после чего впервые развитие провинции в данной сфере оказалось в руках женщины.
Захра Арбаби 49 лет является кандидатом наук по специальности экономическое управление, членом Ученого совета Свободного исламского университета города Захедан (административном центре провинции Систан и Белуджистан), а также внештатным членом Управляющей коллегии Торгово-промышленной организации свободного региона Чахбехар (портового города провинции, расположенного на берегу Оманского залива). До этого Арбаби занимала ряд административных и финансовых должностей, а также возглавляла гуманитарный факультет Свободного исламского университета в Захедане.
Масуме Парвандвар и Хамира Риги получили назначение на должности губернаторов областей Хамун и Гаср-е Ганд. Незадолго до этого депутатом иранского парламента от области Заболь была выбрана Халиме Али, а Самие Белудж-Захи стала мэром города Сарбаз.
Масуме Парвандвар закончила магистратуру по специальности география и имеет 14-летний опыт работы на разных административных должностях провинций Систан и Белуджистан и Северный Хорасан. Назначенному губернатору Хамуна 36 лет, она замужем и растит ребенка.
Представительница белуджского народа, суннитка 39-летняя Хамира Риги на протяжении 20 лет исполняла различные управленческие функции местного управления. В частности, еще до назначения на пост губернатора Гаср-е Ганд она возглавляла управление опеки и на протяжении семи лет являлась префектом центрального округа Чахбехара.
Вслед за назначением нескольких женщин на ряд руководящих должностей в провинции Систан и Белуджистан аналогичная кадровая политика стала проводиться в провинции Голестан на севере Ирана, где пост губернатора области Бандар Торкаман заняла Марджан Назголичи.
Будучи одним из самых опытных сотрудников губернской администрации Бандар Торкамана, в 2004–2005 годах она работала в качестве префекта центрального округа области.
Министерство внутренних дел Ирана приняло решение назначить на должность губернатора области Кешм в южной провинции Хормозган еще одну женщину, у которой за плечами большой опыт научной и практической работы, а некоторые из ее родственников отдали жизнь, защищая родину.
Комментируя эту ситуацию в интервью корреспонденту политического отдела информационного агентства IRNA, заместитель министра внутренних дел Ирана заявил: «На сегодняшний момент четыре женщины занимают должности губернаторов разных областей Ирана и одна назначена на пост заместителя генерал-губернатора. Данные назначения являются реализацией курса, объявленного президентом страны».
Напомнив о том, что в ходе своей предвыборной кампании нынешний президент заявлял о необходимости назначения женщин на руководящие государственные должности, Хосейн Али Амири также отметил: «Все эти женщины, назначенные на должности губернаторов и заместителя генерал-губернатора, обладают высоким образовательным уровнем по двум или трем научным специальностям. У некоторых их них даже есть опыт работы в качестве префектов. Согласно собеседованию, которое с ними провели в Министерстве внутренних дел, они обладают всеми качествами для того, чтобы занимать столь ответственные должности».
Далее заместитель министра продолжил: «Что касается назначения женщин на управленческие должности, то мы не видим здесь особых преград, если, конечно, для этого не существует каких-то конкретных религиозных или законных запретов и сама ситуация не подразумевает необходимость мужского руководства».
Представитель Министерства внутренних дел также заявил: «Как правило, кандидатуры на должность губернатора областей выдвигают сами генерал-губернаторы. Если руководители остальных провинций сочтут целесообразным назначить на губернаторский пост и других женщин, мы не будем этому противиться».
Назначение на руководящие должности женщин стало достаточно распространенной практикой и в других министерствах и ведомствах Ирана, где выбор падает на самых опытных и квалифицированных сотрудниц.
Данная тенденция демонстрирует тот факт, что в своей кадровой политике на государственном уровне «правительство благоразумия и надежды» отрицает половую дискриминацию и считает мужчин и женщин одинаково достойными для занятия разных управленческих должностей.
На сегодняшний момент мы являемся свидетелями того, как на практике реализуются обещания современных иранских государственных властей уделять внимание женщинам, имеющим высокий профессиональный уровень. Новые назначения женщин на столь высокие административные должности в государственном аппарате Ирана являются признанием их ценных управленческих и практических качеств и ликвидируют всякую дискриминацию в этой сфере.