Украинская власть оказалась в состоянии цугцванга, то есть в состоянии, в котором любой ход ведет к ухудшению ситуации и, в конечном счете, к поражению. Осознает ли команда националистов-русофобов с нацистскими оттенками свое бедственное положение? Если да, то что собирается предпринять? Если нет, то как поступит в ближайшем будущем?
По правде говоря, цугцванг хорош тем, что не требует осознания со стороны того, кто в нем оказался, ибо цугцванг – состояние, в котором единственное действие, ведущее к спасению, – это само бездействие (но это в шахматах, однако, как известно, и в шахматах бездействия быть не может, ибо игрок обязан делать каждый ход). Однако политика – несколько иное дело. Попробуем понять, спасет ли бездействие как единственно спасительное действие Яценюка и Турчинова, или в любом случае судьба распорядится так, что их судьбы станет вершить, скажем, Рамзан Кадыров.
Итак, два варианта действий, имеющихся в распоряжении украинской власти, очевидны. Первый из них – продолжение карательной операции до самого конца с целью сохранения целостности украинского государства. Второй – отказ от карательной операции и начало переговоров с Юго-Востоком страны с той же целью.
Продолжение карательной операции. Полагаю, и это более чем очевидно, что оно будет иметь следствием либо изнурительную гражданскую войну с вовлечением России и других стран (латентным образом) с последующим окончательным поражением Киева и отторжением Юго-Востока, либо молниеносную войну – с разгромным итогом для Киева. Причем, выбор одного из этих двух вариантов за Путиным: он может предпочесть первый вариант, ограничившись финансовой, моральной, дипломатической и скрытой военной поддержкой (подпиткой) Юго-Востока в длительной гражданской войне, а может предпочесть и второй – с привлечением опытных боевиков Рамзана Кадырова, казаков и, естественно, с точечным, хирургическим применением Вооруженных сил РФ. Конечный итог – распад Украины, выход всего Юго-Востока, включая черноморское побережье. Не считая побочных итогов (судебные преследования за массовую гибель людей и т.п.).
Oтказ от карательной операции и начало переговоров с Юго-Востоком страны. Полагаю, подобное решение киевских властей не пресечет и даже не заморозит сепаратистские настроения на Юго-Востоке Украины. Наоборот, это даже простимулирует их: русские и русскоязычные граждане осознают свою силу и приступят к реализации абсолютно всех своих амбиций. Киев в этом случае будет долго цацкаться с ними, но безуспешно: подобно тому, как Горбачеву в свое время не удалось просьбами и ласками предотвратить крах СССР, киевским властям также это не удастся. Конечный итог – распад Украины, выход всего Юго-Востока, включая Черноморское побережье.
Так что же делать Турчинову и Яценюку? Прибегнуть к бездействию? Но помогает ли бездействие в положении цугцванга в политике, да и вообще, есть ли подобный вид действия?
Полагаю, что третьего не дано, ибо Украина – искусственное государственное образование, оно было жизнеспособно лишь в век господства идеологий как двигателей геополитики, а сегодня идеологии отошли на третий план, пропустив на первый цивилизации. А полицивилизационные государства на планете исчезают с политической карты мира, начиная с 90-х прошлого столетия, Югославии и СССР – показательные примеры. Безусловно, Украина также является полицивилизационным государством, где на Западе проживают западные христиане, на Востоке – восточные, противоречия между которыми, впрочем, никто не отменял.
Кстати, состояние украинских властей как две капли воды похоже на положение Михаила Горбачева в 1991 г. Тогда последний советский лидер тоже стоял перед дилеммой: либо силой сохранить единство державы, либо уговорами и просьбами. Горбачев избрал второй вариант и поневоле похоронил Советский Союз, тем самым избежав большой крови и проклятий в свой адрес. Теперь слово и дело за новоукраинскими лидерами; посмотрим, какой вариант распада своего государства они предпочтут.
Постскриптум
Я бы на месте Яценюка и Турчинова с болью в сердце просто бы покинул Украину, предварительно переслав в надежные страны наворованное добро (при наличии такового). Это, безусловно, гораздо лучше, нежели сражаться до конца жизни за мертвое дело. Полагаю, они тоже поймут со временем, что сохранение целостности Украины равнозначно оживлению организма после наступления биологической смерти. Печально констатировать, но это факт, именно так распорядились свыше.