Турция оказалась зажатой между разумом и совестью. Объясняющий эту ситуацию факт состоит в том, что мы — единственное мусульманское государство, входящее в НАТО. Шествие Турции по пути к членству в Европейском союзе — продолжение этого факта. В то время как в новых мировых условиях разум заявляет о праве на «вечное государство» (национальный девиз Османской империи — прим.пер.), которое нам предоставит членство в такого рода организациях, что остается совести нации?
То обстоятельство, что и НАТО, и ЕС — христианские сообщества, вызывает значительные протесты как в Европе, так и в Турции. Это серьезная и не лишенная справедливости критика, которая заключается в том, что НАТО утрачивает для нас свое значение, а ЕС попросту морочит нам голову. Несмотря на это, Турция не может, прельстившись идеей превращения в лидера тюркского мира и создателя новой оси для всех мусульман, позволить себе встать на ложный путь отделения от западной оси.
Североатлантический альянс, в состав которого входят и США, сегодня владеет 70% вооружений мира. Тюрко-исламский мир не может забыть об этом и создать подобный военный блок. Я из тех, кто восприимчив к протестам людей, которые находят подобное утверждение резким и выражают свои чувства. Но также следует признать и то, что такого рода союз и возникающие в этой связи преимущества повлекут за собой огромную опасность, настроив все сильные государства против тюрко-исламского блока.
Есть еще один немаловажный факт. На долю 57 исламских государств приходится всего 7% мирового производства. 22 из 48 беднейших стран мира исповедуют ислам. Около 90% энергоресурсов всего мира исходит из исламских государств, но 57 исламских стран не способны повторить успех немецкой экономики.
Ситуация осложняется еще и тем, что сегодня исламская география — в когтях бедности, невежества, фанатизма. Если говорить о науке, технологиях, литературе, искусстве, архитектуре, эстетике, жажде к поиску истины и исследованиям, то исламскому миру отводятся самые низкие позиции. К тому же ситуация зависимости от других стран в плане науки и технологий ни у кого не вызывает чувства стыда.
Самое страшное заключается в том, что, говоря о честности, этических или универсальных ценностях человечества, верховенстве закона и свободах, никто и не вспомнит о Турции, и не соберется брать с Турции пример. Беззаконие, взяточничество, зависть, ненависть, мистификация, вероломство — словно позорные таблички, повисшие на шее у огромного регионального пространства, где царят атмосфера взаимного осквернения, сведение счетов, рытье ям, разжигание этнических и религиозных споров...
Невозможно измениться внешне без преображения внутреннего мира. Если мы не оставим попытки расправиться друг с другом, не сможем преодолеть себя, разорвать цепи ожиданий, проглотить собственный гнев, вспомнить, что мы братья, а продолжим утешать себя, погрузившись в мечтания о том, что мы находимся в центре вселенной — тогда наше будущее будет мрачным.
То, что действительно необходимо Турции, — это не поиски новой оси. Потребность Турции — не в том, чтобы турки набрасывались друг на друга, а в том, чтобы сначала заявить свои права на наши корни и затем на основе демократии, верховенства закона, универсальных ценностей обеспечить нашу внутреннюю целостность. Мы не можем допустить возникновения противоборствующих лагерей, разделения на «своих» и «чужих» и безжалостно причинять друг другу боль. Мы должны спастись от этой непостижимой вражды, ненависти и состояния разрушения, в которое мы погружаемся день за днем.
Разум и совесть Турции должны слиться воедино. Наша совесть на стороне затягивания давних ран. Отныне именно с помощью подлинных диалогов, достижения согласия и юридически выверенных шагов должен быть положен конец разобщенности между турками и курдами, суннитами и алавитами, светскими и религиозными кругами.
Только Турция, которая являет собой пример справедливости, служит образцом в области науки и технологий, безопасности и стабильности, демократии и прав человека, может стать светом надежды для исламского мира. И только такая Турция будет значить многое для НАТО, для ЕС и для мирной жизни человечества.