Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сны в эпосе, истории и религии Ирана

© flickr.com / Hamed Saber Иранская девушка спит на крыше машины
Иранская девушка спит на крыше машины
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В айяте 42 суры Аз-Зумар («Толпы») говорится: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих». Неудивительно, что персы всегда относились к снам с большим вниманием.

Люди начали видеть сны еще на заре своей истории, и попытки разгадать столь загадочное явление предпринимались не раз. Увиденные во сне события постоянно заставляли человека задумываться, связаны ли они каким-то образом с действительностью или нет? Произойдут ли они в реальном мире? Неразгаданность этого феномена и попытки найти ответы на интересующие их вопросы, в конце концов, привели к тому, что некоторые мудрецы решили толковать сны и раскрывать их тайный смысл. Таким образом, в древности появилась настоящая специальность толкователя снов. Если верить историческим документам, толкователи снов появились еще за четыре тысячи лет до начала нашей эры. По крайней мере, именно об этом свидетельствуют сохранившиеся глиняные таблички. Тема снов и их толкований часто всплывает в древнеиранском эпосе. Так, при дворе персидских шахов всегда были специальные толкователи снов, в обязанности которых входило объяснять значение увиденных правителем хороших или плохих сновидений.

Возможно, не будет преувеличением сказать, что сны и их толкования придворными мудрецами отразились на многих важных событиях в истории Ирана и других стран. Например, в Древней Греции было принято считать, что сны посылаются свыше, поэтому их использовали для предсказания будущего. Особую роль сны играют и в древней литературе Ирана.

Так, автор легендарного эпоса «Шахнаме» Фирдоуси считал, что просмотр и толкование снов являются признаком связи с Высшим разумом. «Не думай, что сон лишен смысла, ведь в нем скрыто пророчество», — писал он.

В «Шахнаме» приводится много описаний того, как цари или другие героические персонажи видят те или иные сны. С точки зрения Фирдоуси, их толкование мог выполнить лишь тот мудрец, который был наделен божественным знанием.

Всего в эпосе Фирдоуси содержится 34 эпизода, связанных со снами и видениями. Их видят цари и царицы, прославленные витязи и их жены, царские наместники, воины, а также сам автор.

Сны и видения являются важной составляющей не только легендарного наследия Ирана, но и религиозной традиции.

Много указаний на сны содержится в Ветхом Завете, например, в той его части, где рассказывается о жизни Иосифа, занимавшегося, как известно, толкованием снов. Далеко не последнее место занимает эта тема и в Коране.

Так, в айяте 42 суры Аз-Зумар («Толпы») говорится: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих».

Примечательно в этом смысле сходство между святыми писаниями и точкой зрения древнегреческих философов. Например, в айяте 60 суры Аль-Анам («Скот») о Всевышнем читаем следующее: «Он — Тот, Кто усыпляет вас ночью и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали». В Коране после рассказа о семи спящих отроках (замурованных в пещере юношах, проспавших там несколько веков) говорится о том, что Аллах ввел их в состояние долгого сна, а когда разбудил, то они решили, что проспали всего лишь день или того меньше.

В разных частях Корана рассказывается о снах пророка Мухамедда и Юсуфа (библейского Иосифа), которые чаще всего оказывались вещими. Один из таких снов Мухаммеда описывается в суре Аль-Фатх («Победа»), повествующей о том, как во времена жесткого противостояния с язычниками пророк видит сон, что для совершения паломничества он со своими сторонниками прибывает в Мекку, находившуюся тогда под властью его противников. Толкование сна вызывает радость среди мусульман, однако вскоре часть из них начинает сомневаться в своем предводителе, поэтому паломничество состоялось лишь спустя много времени после заключения мирного договора с язычниками. Тем не менее, в айяте 27 суры отмечается, что сон, посланный пророку Аллахом, был как раз вещим.

Другим аналогичным примером является сон, увиденный Юсуфом, когда ему кланялись одиннадцать звезд, луна и солнце. Сон был верно истолкован его отцом, пророком Якубом (библейским Иаковом — прим. ред.). Далее, уже оказавшись по злому навету в египетской тюрьме, Юсуф правильно толкует сны двух других арестантов, а затем объясняет фараону истинное значение уже его собственных видений о семи худых и семи тучных коровах, о семи зеленых и семи сухих виноградных лозах, благодаря чему спасает египетский народ от голода во время семилетней засухи и становится знатным вельможей.

Таким образом, с точки зрения Корана, объяснение снов считается настоящей наукой, знанием которой Господь наделяет избранных, ведь довольно часто предсказание глубоко скрыто за явным содержанием сна. В Коране также описано много случаев того, как именно через сон пророкам посылалось пророчество или какие-либо божественные повеления. В качестве примера можно привести известный сон Ибрахима (библейского Авраама), в котором он получил завет принести в жертву собственного тринадцатилетнего сына. Иногда Бог посредством видений дает указания смертным. Именно таким образом Он внушает матери Мусы, который в Библии называется Моисеем, мысль о том, чтобы положить младенца в сундук и бросить в воду. В конце концов, в айяте 67 суры Йунус («Иона») о Боге говорится следующее: «Он — Тот, Кто сотворил для вас ночь, чтобы вы отдыхали в течение нее, и день для освещения».

В персидской поэзии и прозе сны и их толкования также занимают видное место. Рассказы о снах и видениях параллельно с объяснением их смысла появились еще на заре становления персидской литературы. Персоязычные поэты и писатели использовали этот мотив самыми разными способами. В частности, Хагани в своей знаменитой элегии, написанной по случаю кончины собственного двадцатилетнего сына, пишет о сне, в котором огонь сжигает сад поэта, а потом сам толкует его таком ключе, что огонь — это смерть, а сад — скончавшийся юноша. В другом стихотворении Хагани есть строчки о том, что люди видят в своих снах только серебро и золото, и вслед за этим добавляет, что золото — это труд, а серебро — страдание. Один из крупнейших суфийских поэтов Санаи в своем сочинении «Сад истин» приводит описание некоторых снов и их толкований.

В 1046 году в Джаузджане (провинции на территории современного Афганистана) поэт, философ и религиозный деятель Насир Хосров видит сон, в котором некто запрещает ему пить вино и указывает на киблу — местонахождение священной для мусульман Каабы в аравийской Мекке. После этого, как утверждает сам Насир Хосров, он пробуждается от своего сорокалетнего сна. Шейх Санаан, герой одноименной поэмы Аттара, ставший известным впоследствии благодаря тому, что, влюбившись в девушку-христианку, отказался от собственной веры, видит сон, как в Византии он поклоняется некоему идолу, а после перед ним вновь появляется пророк, который смывает со старца этот позор. В притче о падишахе и страдающей наложнице известнейшей «Поэмы о скрытом смысле» Джалаладдина Руми рассказывается, как после неудачных попыток лекарей вылечить женщину правитель пошел в мечеть, где увидел во сне святого, который затем и спас ее от гибели.