Люк Девинь, главный переговорщик со стороны Евросоюза по зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (ЗУВСТ- DCFTA) между ЕС и Республикой Молдавия, побывал в нашей стране и ответил на вопросы «Молдавских ведомостей».
- Молдавии, надо признать, не везет с профессиональным уровнем чиновников, которые бы могли достойно отстаивать интересы страны. Как вы считаете это правильно, что в рамках ВТО за 2012 год Молдавия имеет среднюю заградительную таможенную пошлину в 4,6 процента, а в ЕС – 5,5? Турция – 9,6, Россия – 10 процентов?
- Я считаю, что нет необходимости это комментировать. Я не согласен с тем, что, как вы утверждаете, что они непрофессиональны. Считаю, что чиновники очень профессиональны. Если эта статистика правильна и если она проверена - я не понимаю, что вы можете из этого вывести. Помимо того, что можно сказать, что и Россия более протекционна, потому что у них более высокий средний уровень. Но это только один показатель. Мы должны смотреть не только на средний уровень, но и на максимальный. Но это технические обсуждения.
- Молдавия умудрилась за два десятилетия почти полностью растерять производство наукоемкой продукции да и вообще продукции с интеллектуальной составляющей. В торговле с государствами ЕС опережающими темпами растет экспорт продукции, изготовленной по документации европейских заказчиков из их же сырья - помещенной в «режим переработки на таможенной территории». Из 1140,9 миллиона долларов экспорта в ЕС в 2013 году 517,9 миллиона было изготовлено по этой схеме, то есть почти половина. Какая роль отводится Молдавии – стать для ЕС регионом «отверточных технологий?
- Я не хочу комментировать утверждение о том, что Молдавия потеряла свой наукоемкий потенциал. Есть два аспекта, каким образом ЕС поможет соглашением о всеобъемлющей торговле продвижению наукоемких областей. Во-первых, в соглашении о ЗУВСТ очень хорошая глава по интеллектуальной собственности, в которой открывается мотивация, стимул для тех областей, где используется наука. Это может стать притягательным для инвестиций в области наукоемких технологий.
Во-вторых, климат по инвестициям мы надеемся улучшиться благодаря ЗУВСТ и экономическим нормативам, которые будут ближе к нормам европейского союза. А ЕС привлекает больше инвестиций, чем другие страны, которые не являются членами ЕС. Если вы посмотрите на Россию, то им нужно несравненно больше инвестиций, чем у них есть. Мы наблюдаем в России отток капитала. Непонятно, что вы имеете в виду, когда утверждаете, что Молдавия станет регионом «отверточных технологий». И если сейчас наблюдается такая ситуация, как вы утверждаете, то, принимая соглашение, мы хотим ее изменить. Если будет государственная защита интеллектуальной собственности, государственные нормативы, которые будут способствовать улучшению инвестиционного климата, благоприятная налоговая политика - все это будет способствовать созданию условий для развития технологий.
- Для Молдавии важнейший сектор экономики – производство продуктов питания. В ЕС субсидирование сельского хозяйства в зависимости от страны составляет 250-350 и более евро на гектар в год. Молдавские аграрии получают менее 20 евро. В технологических аспектах производства Европа недосягаема. Можно ли это назвать лояльной конкуренцией и что станет с абсолютным большинством молдавских производителей после того, как часть таможенных пошлин будет обнулена сразу, остальные в течение трех, пяти и десяти лет ежегодно равными долями?
- Я не буду комментировать показатели субсидий. Нужно смотреть какие преимущества и выгоды приносит соглашение. Во-первых, доступ к ЕС будет немедленным для всех продуктов сельского хозяйства. Молдавия сейчас не может экспортировать продукцию животноводства, так как та не соответствует фитосанитарным стандартам. Это мы изменим. В соглашении есть глава, посвященная санитарным нормам. Мы проложим путь для молдавских производителей животноводческой продукции, так, чтобы они могли экспортировать ее в ЕС. Евросоюз будет технически содействовать решению этой проблемы. Произойдет согласование всех норм и стандартов безопасности пищевых продуктов. В-третьих, мы полагаем, что молдавское сельхозпроизводство получит преимущества еще и потому, что станет привлекательным с открытием рынка ЕС. Производство станет конкурентоспособным, механизированным и привлекательным для инвестиций. Либерализация будет происходить асимметрично. И в этом периоде молдавскому правительству необходимо обсуждать и просить, чтобы защищали тот сектор, который особенно уязвим. Не хочется верить, что они поступают неразумно.
- В приложении 15 к Соглашению в разделах А, В и С в разных вариантах определены как механизмы количественных ограничений для молдавского экспорта в государства ЕС продукции сельского хозяйства, так и бессрочные квоты, например: свежие яблоки - 20 тысяч тонн; столовый виноград - 5 тысяч тонн; томаты - 1 тысяча тонн; сливы – 5 тысяч тонн; виноградный сок – 500 тонн; мясо птицы – 600 тонн; молочная продукция – 1700 тонн и т.д. Если для Молдавии прописаны столь мизерные квоты, то почему в разделе Д, касающегося ЕС, нет никаких количественных ограничений? Получается, что Молдавия при своем патриархальном производстве может задавить продвинутых европейских производителей, а молдавским нечего опасаться?
- Есть некоторое недопонимания относительно того, что эти цифры содержат в приложении. Вы говорите о количественных ограничениях, но это не так. В пределах квот, установленных для такой продукции, как яблоки, столовый виноград, томаты и сливы, Молдавия сможет продавать продукцию по любой цене, без налогов. Количество, которое Молдавия может экспортировать с налогами, неограниченно. В ЕС действуют единые цены. Их нельзя менять для какой-то отдельной страны, например, для Молдавии. Если Молдавия хочет продать больше продукции, чем предусмотрено квотами, то тогда их стоимость попадает под установленные единые цены.
Квоты были рассчитаны исходя объемов экспорта сельхозпродукции из Молдавии в настоящее время. По нашей статистике, например, яблоки экспортировались в минимальном объеме 43 тонн и максимальном - 170 тонн. А квота по соглашению о ЗУВСТ установлена 20 тысяч тонн. Таким образом, Молдавии есть над чем работать. Можно продавать свежих яблок и больше, чем 20 тонн, но тогда устанавливается входная единая цена. Но есть еще один раздел требований, который включает стандарты, относящиеся к упаковке и оформлению предлагаемого продукта. И это совсем не обязательно нормативы ЕС. Иногда это требования рынка, больших супермаркетов. И если эти требования игнорируются, то вы не можете продавать свою продукцию. Кроме того, в соглашении предусматривается, что эти цифры могут быть пересмотрены. Если Молдавия потребует больше - мы уверены, что может получить больше. Но сначала надо использовать то, что есть.
Вот, например, как обстоят дела со средними показателями объемов экспорта за последние четыре года других видов продукции. По столовому винограду средний показатель составил 1 672 тонны, по томатам – 163 тонны, по сливам – 94 тонны, по виноградному соку – 54 тонны. Как видно, показатели квот увеличены по некоторым в разы и даже в десятки раз. Что же касается экспорта мяса птицы и молочной продукции, то в настоящее время он не происходит по санитарным условиям. Каким он будет, мы не знаем. В целом соглашение снимает налогообложение в пределах квот по пяти группам сельхозпродукции, оговоренным в документе. Сделано это специально для того чтобы Молдавия была исключена из требований продавать свою продукцию по единой входной европейской цене в пределах квот.
- После подписания Соглашения Россия для защиты собственного рынка обещает ввести для Молдавии заградительную пошлину, которая согласована в рамках ВТО – 10 процентов. Кто компенсирует молдавским производителям эти 10 процентов, ведь объемы экспорта в ТС в разы больше, чем в ЕС, не говоря уже о квотах? Разве в Европе не понимают, что именно эти и другие барьеры формируют неприятие Приднестровьем ассоциации Молдавии с ЕС?
- Во-первых, у России нет причин по экономическим соображениям вводить заградительную пошлину. Это может произойти только по политическим мотивам. Если говорить о реэкспорте, о котором тоже ведется речь, то существуют нормативы, которые определяют правила происхождения товара. На основании соглашения между ЕС и Молдовой, продукт остается продуктом ЕС с точки зрения таможенного законодательства. Соглашение между Молдовой и ЕС пойдет на пользу России. Прежде всего потому, что в Молдавии имеется ряд предприятий, которыми владеют российские компании. Они смогут пользоваться преимуществами, которые принесет соглашение.
Во-вторых, некоторые российские компании экспортируют в Молдавию свою продукцию, которая впоследствии используется для производства новой продукции. С подписанием соглашения между ЕС и Молдовой у них откроется доступ к европейскому рынку. Мы не хотим, чтобы с подписанием Молдовой соглашения с ЕС, торговые отношения с Россией прекратились. К вопросу о Приднестровье. Мы проявили терпение, предложив продлить в одностороннем порядке преференции по экспорту приднестровской продукции в ЕС до 31 декабря 2015 года. Это означает, что у Приднестровья есть время, в течение которого Тирасполь примет решение о применении у себя соглашения о ЗУВСТ. До настоящего момента они не проявляют заинтересованности в этом соглашении, но хотят продолжать сохранять для себя преференции. Нельзя одновременно держать торт в руках и съесть его. Съели - значит, его у вас нет.
Мы не собираемся блокировать экспорт продукции из Приднестровья. Продукция может экспортироваться в ЕС, но без преференций. Тогда им придется конкурировать со всеми другими странами. Мы заключаем соглашение с Молдовой, и наши отношения с Приднестровьем должны строиться в рамках соглашения с Молдовой, а не напрямую с Приднестровьем. Мы надеемся, что они примут соглашение, потому что это хорошо для их экономики.
- Что потеряет Приднестровье после 31 декабря 2015 года?
- После этой даты экспорт продукции из Приднестровья будет облагаться непреференциальным налогом в 15-20 процентов. Для некоторых товаров он будет ниже, для других – выше.
- В соглашении никак не оговариваются социальные вопросы. Будет ли после его подписания предложен какой-то регламент их решения?
- Нет. Соглашение распространяется только на сферы экономики и торговли. Если Молдавия хочет рассматривать вопросы социальной политики, такие, как субсидированная цена на электроэнергию, или вопросы поддержки уязвимых семей, это другое дело. Скажу более широко: это соглашение - не колонизация Молдавии. Все, что не влияет на торговлю, остается в распоряжении Молдавии. В том числе фискальная и пенсионная политики.