На встрече подготовительного комитета по Договору о нераспространении ядерного оружия в Нью-Йорке правительства Франции, Великобритании и США изменили свою давнюю точку зрения и присоединились к Китаю и России, подписав протокол к Соглашению о центрально-азиатской безъядерной зоне. Региональная зона без ядерного оружия, пятая в мире, была установлена в марте 2009 года, после ратификации Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном Семипалатинского соглашения, которое было подписано в 2006 году. Зона официально войдет в силу после ратификации протокола пятью странами, подписавшими его 6 мая.
Статья VII Договора о нераспространении ядерного оружия гарантирует право государств создавать такие зоны, и ООН разработала точное определение, а также основные принципы и нормы для авторов соответствующих соглашений. Все пять соглашений по созданию таких зон обязывают стороны воздерживаться от поиска, разработки, производства хранения и других мер по получению ядерных взрывных устройств на территории, указанной в текстах соглашений. Кроме того, они требуют от сторон воздерживаться от помощи другим странам в деятельности подобного рода в обозначенной зоне. С другой стороны, обычно соглашения закрепляют право государств разрабатывать ядерную энергетику в мирных целях (например, научных или торговых), при условии, что их ядерные материалы и объекты поставлены под контроль МАГАТЭ. Эти меры помогают МАГАТЭ убедиться в том, что вся деятельность на заявленных ядерных объектах служит мирным целям.
Центрально-азиатская зона без ядерного оружия уникальна в том, что она примыкает к двум регионам, склонным к распространению ядерного оружия (Южная Азия и Ближний Восток), равно как и к двум ядерным державам, признанным соглашением о нераспространении (Китай и Россия). Она также включает в себя все пять государств Центральной Азии, чьи правительства обычно ведут противоречивую внешнюю политику. Один член, Казахстан, — первое бывшее ядерное государство, входящее в зону без ядерного оружия. Участники зоны впервые также договорились способствовать возмещению экологического ущерба, нанесенного проводившимися ранее в регионе ядерными испытаниями, поддерживать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принять Дополнительный протокол МАГАТЭ, дающий ведомству расширенные полномочия и доступ к проверке за пределами мер стандартного контроля, а также соответствовать международным стандартам физической защиты ядерных и радиоактивных материалов.
В таких соглашениях обычно есть как минимум один протокол, который проговаривает права и обязанности государств вне зоны, который пять государств, обозначенные Договором о нераспространении как страны, владеющие ядерным оружием — Великобритания, Китай, Франция, Россия и США, — могут подписать. Один протокол обычно обязывает государтва, владеющие ядерным оружием, воздерживаться от базирования или испытаний ядерного оружия в обозначенной зоне — что будет считаться нарушением соглашения. Другой протокол позволяет им предоставить юридически обязывающие гарантии того, что они не будут использовать ядерное оружие (или угрожать ядерным оружием) против стран-участниц безъядерной зоны. Безъядерные государства ценят эти так называемые негативные гарантии безопасности как компенсацию за то, что они воздерживаются от разработки своего ядерного оружия и выполняют условия в рамках своих обязательств по нераспространению.
Франция, Великобритания и США поддержали идею об установлении безъядерной зоны в Центральной Азии, но выступали против протокола соглашения. Среди прочего их беспокоило Семипалатинское соглашение, которое, как им казалось, позволяло России перемещать ядерное оружие в или через зону в рамках ОДКБ, которая была создана до написания соглашения, а также отсутствие положения, явно запрещающего другим странам, например Ирану, присоединяться к зоне. Они опасались, что Тегеран вступит в зону с целью подкрепить заверения в том, что он не разрабатывает ядерное оружие. После нескольких лет интенсивных дипломатических усилий центрально-азиатские чиновники сумели убедить своих западных коллег в том, что Россия не будет использовать лазейки и что они не допустят присоединения Ирана. Правительства стран Центральной Азии надеются, что ядерные державы ратифицируют протокол и соглашение вступит в силу до конференции Договора о нераспространении ядерного оружия, которая состоится в следующем году.
Подписант от США Томас Кантримэн (Thomas Countryman), помощник госсекретаря по международной безопасности и нераспространению, сказал, что администрация Обамы поддерживает зоны без ядерного оружия как явление, способствующее нераспространению ядерных вооружений, миру и безопасности. В 2010 году администрация решила расширить негативные гарантии безопасности до всякого государства, не имеющего ядерного оружия, являющегося членом Договора о нераспространении и выполняющего свои обязательства. Центрально-азиатские государства под это описание подходят. Кантримэн добавил, что администрация Обамы решила, что центрально-азиатская зона не нанесет вреда американским планам по безопасности или военным операциям, объектам или деятельности.
Посол России Виталий Чуркин отметил, что впервые в истории все пять ядерных держав подписали протокол к соглашению о создании безъядерной зоны одновременно. Хороший знак, что невзирая на свои разногласия по поводу Украины, Сирии и другим вопросам, пять постоянных членов Совбеза ООН все еще могут сотрудничать по важным вопросам. В ходе последних нескольких недель державы продолжили сотрудничать по вопросу уничтожения сирийского химического оружия, а также обновления и усиления Резолюции 1540 Совета Безопасности ООН, которая обязывает государства предпринимать меры по предотвращению попадания оружия массового поражения в руки негосударственных сил.
Когда зона в Центральной Азии вступит в силу, такие зоны будут покрывать примерно половину планеты. В соответствии с соглашениями были созданы зоны в Латинской Америке и Карибском море, Юго-Восточной Азии, южной части Тихоокеанского региона и Африке. Сторонники такого механизма считают его эффективным в смысле сдерживания распространения ядерного оружия в крупных регионах планеты и надеются, что их распространение приблизит ядерное разоружение. Правительства, неправительственные организации и отдельные эксперты призывают к созданию зон в других регионах, в частности в Северо-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Да, до сих пор эти зоны не очень сильно влияли на тенденции распространения ядерного оружия. Страны, кажется, вступают в эти зоны лишь после того, как другие события, не связанные с соглашениями, подталкивают их к тому, чтобы отказаться от ядерных вариантов, и ни разу еще подобная зона не побудила государство, владеющее ядерным оружием, отказаться от него. Так что зоны это хорошо, но их надо дополнять другими мерами по борьбе с ядерным вооружением. Однако подписание протокола демонстрирует, что даже в моменты сильной напряженности по вопросу нераспространения ядерного оружия в мире есть консенсус и идет сотрудничество.