ОБСЕ сделала разумный выбор: усадила заслуженного дипломата Вольфганга Ишингера во главе стола переговоров, за которым должны собраться стороны конфликта. Тем не менее, его задача обещает быть непростой.
ОБСЕ, европейская организация, в которую входят не только западные государства, но и Россия, выбрала заслуженного немецкого дипломата председателем переговоров всех сторон украинского конфликта. Этим человеком стал Вольфганг Ишингер. Все согласились с этим предложением, которое высказал председатель ОБСЕ и президент по определению нейтральной Швейцарской конфедерации Дидье Буркхальтер.
Мысль о проведении такого круглого стола возникла отнюдь не вчера. Ее уже применили на практике Нидерланды и Бельгия для разрешения собственных колониальных споров после Второй мировой войны. Однако особыми успехами она отличилась в Польше в 1989 году, когда такой метод стал залогом мягкого перехода от коммунистического режима к западной демократии.
За одним столом собрались представители руководства страны, которые в 1981 году объявили войну независимой группе «Солидарность», и активисты этой самой группы, вышедшие из тюрем или из-под домашнего ареста. В их числе было много интеллектуалов, в том числе и тех, кто поддерживал тесные связи с католической церковью. Главной задачей было исполнить волю польского народа без кровопролитных столкновений между гибнущим старым режимом и только зарождавшейся новой властью. Лучшим решением было проведение свободных выборов в августе 1989 года, которые создали основу для формирования первого некоммунистического правительства на территории советского блока.
Идея провести круглый стол уже сама по себе хороша, но еще одной сильной стороной предложения ОБСЕ стал выбор председателя. Вольфганг Ишингер — это бывший немецкий дипломат, за плечами которого в его 68 лет - карьера, полная заслуг и достижений.
В 1980-х годах он был советником в посольстве ФРГ в Париже. Впоследствии он руководил Центром планирования Министерства иностранных дел Германии, а затем занял в нем пост государственного секретаря и успешно обучил всем тонкостям дипломатического искусства небезызвестного Йошку Фишера. Он поработал послом в Вашингтоне и Лондоне, а в 2007-2008 годах был председателем международной рабочей группы, которая пыталась найти компромисс по статусу Косова до провозглашения независимости республики.
Условия благоприятны, но достаточно ли их для успеха переговоров на Украине? Вряд ли.
Хотя Запад и Россия договорились о проведении круглого стола, поддерживаемые ими лагеря просто не в состоянии вести диалог друг с другом. Киевское правительство не хочет видеть на переговорах пророссийски настроенных сепаратистов, которые взяли в руки оружие, заняли здания государственных ведомств и провели референдум о независимости восточных регионов.
С принципиальной точки зрения это, быть может, и правильно. Правительственные войска ведут борьбу с сепаратистами, чья представительная роль вызывает сомнения. В то же время на двух прошедших сеансах переговоров, в Киеве и Харькове, русскоязычное население востока представляли либо лидеры Партии регионов бывшего президента Виктора Януковича, либо олигархи. Последние, кстати говоря, взяли на себя инициативу и отправили против сепаратистов своих рабочих, шахтеров и металлургов.
С российской стороны двойная игра также понятна. После аннексии Крыма и демонстрации силы Владимир Путин решил пойти по пути снижения напряженности. Тому есть целый ряд причин, в том числе и страх выпустить ситуацию из-под контроля. Президент России попросил украинских сепаратистов отложить назначенный на 11 мая референдум. Но они к нему не прислушались. Как бы то ни было, такое неподчинение не показалось ему оскорбительным. Озвученная им просьба стала жестом доброй воли с его стороны, а отказ лишь обострил дестабилизацию Украины, что не может не радовать Путина.
Кремль преследует прежнюю цель: сделать так, чтобы киевское правительство было ослаблено «федерализацией» Украины, которая предоставит русскоязычным регионам востока широкую автономии в отношениях с иностранными государствами, то есть с Россией.
В Москве хотят, чтобы решение о конституционной реформе было принято до президентских выборов. Время поджимает, потому что голосование назначено уже на 25 мая. Наделавшие ошибок киевские власти отвечают на федерализацию предложением о децентрализации.
Переговоры никак не позволят найти решение до 25 мая, в связи с чем возможны два варианта развития событий. Первый: выборы проводятся в запланированный срок, но легитимность нового президента будет поставлена под сомнение невозможностью организовать голосование в некоторых восточных регионах. Второй: выборы будут отложены на более поздний срок. По информации сформированной временным правительством избирательной комиссии проголосовать не смогут около двух миллионов человек (из 35 миллионов избирателей).
Неполная легитимность или перенос выборов... Владимира Путина устраивают оба варианта.