В последнее время действия России оказывают на практику международных отношений неизбежно большое влияние. Западному миру было бы разумно оценить и спросить себя, какие прежние договоренности действуют, а какие — нет.
Представление Запада о России как стратегическом партнере, которого все больше позитивно охватывают, не устояло. На сегодня Россия превратилась в открытого оппонента западного мира, противника, с которым надо быть крайне осторожными и который может сделать шаги, еще более обостряющие обстановку. В ранее заключенные соглашения вмешался непредвиденный фактор, непреодолимая сила — форс-мажор, который дает сторонам право не выполнять прежних договоренностей и пересматривать договоры. Тем более, что это произошло по инициативе России, чье руководство в последнее время неоднократно подчеркивало свое недовольство прежним рисунком международных отношений.
Неуместно делать вид, что ничего не изменилось
В каком состоянии находится заключенный между Францией и Россией договор, по которому французские госфирмы строят для вооруженных сил России два высокотехнологичных десантных корабля Mistral? Формально прежний договор в силе, Россия сделала в соответствии с ним выплаты, и по нему и Франция должна выполнить взятые на себя обязательства. Уместно ли такое представление? Возможно ли такое, чтобы в ближайшее время во Францию прибыли 400 российских моряков, которых обучат службе на десантных кораблях Mistral? На самом деле — нет, так как эти корабли могут изменить равновесие сил в различных регионах, Россия сможет эскалировать кризис. Договор с Россией заключили в 2011 году, когда это государство рассматривали как стратегического партнера, который не угрожает ни Западу, ни его союзникам. В то время и сама Россия двигалась от статуса партнера к статусу союзника.
Совершенно неуместно делать вид, что ничего не изменилось, и утверждать, что Франция должна, отказавшись от поставок, выплатить крупные штрафы. Тексты договоров не обнародовались, однако, если в них отсутствуют пункты о форс-мажорных обстоятельствах для отказа от договоренностей, речь шла бы о случае, намекающем на коррупцию на очень высоком уровне.
Подготовка и обучение, которые немецкая фирма Rheinmetall проводила для российских военных, еще один случай, требующий такого же обсуждения. Договор заключили в 2011 году и на его основании создали центр обучения боевых подразделений России, центр в состоянии обучать 30 000 солдат в год. Он спроектирован по примеру имитатора, использующегося вооруженными силами ФРГ, как утверждается, это самая развитая в мире система такого типа. Эти навыки были применены для оккупации Крыма, в большей или меньшей степени — и для создания нестабильности в восточных и южных регионах Украины. Должна ли Германия как государство давать фирме зеленый свет для продолжения договора или в случае отказа от договора фирме грозят штрафы?
Россия больше не партнер
И опять же — необходимо оценивать влияние изменения общей обстановки на конкретный договор. Ранее сотрудничали со стратегическим партнером НАТО, отношения с которым только улучшались. Теперь ситуация иная, так как НАТО официально отказалось рассматривать Россию как партнера.
Положение, при котором входящее в НАТО государство продолжает общаться с Россией, как со стратегическим партнером, ставит вопрос о соотношении компетентности НАТО как оборонной организации и государств-членов НАТО.
В качестве третьего примера рассмотрим российско-украинский договор о поставках газа. Россия в одностороннем порядке изменила прежний договор, существенно повысив цену на газ. Кроме того, Россия оккупировала более 5% территории Украины и угрожает сейчас независимости этой страны. Но договор о поставках газа, по мнению России, следует по-прежнему выполнять.
Речь идет об очень странном представлении, неуместность которого должна быть ясна и неюристам, слабо ориентирующимся в международном праве. То, что конкретного акта об объявлении войны нет, не означает, что между нынешними правительствами России и Украины нет на самом деле напоминающих войну конфликтных отношений. Общение между Украиной и Россией должно в изменившейся обстановке получить новую международно признанную базу, о которой договорятся после стабилизации ситуации. У России нет ресурсов продолжать нестабильные отношения с Украиной долгое время, так как подобная обстановка вскоре стала бы угрожать существованию самой России.
Ведя себя неприемлемо, российские руководители не могут в части сфер общаться с западным миром так , будто ничего не случилось (business as usual). Есть правила, следуя которым, можно общаться с партнерами, и, если их не соблюдают, то уровень и характер общения меняются, переходя в другую парадигму. Это предполагает пояснение своей позиции и переговоры на новом уровне.
Представление же преданных западных друзей России выглядит следующим образом. Россия не вправе давить на других («Россия немного виновата»), но и у других нет права видеть в России только плохое («они очень виноваты»). Можно угадать даже упрек в адрес Запада — будто бы тот обусловил украинский кризис, «не уважая» Россию, «не любя», «препятствуя сохранению ею своего лица». Или Украина как жертва должна находить утешение в том, что ее вообще «великодушно» оставляют в живых? В нынешней обстановке западный мир, очевидно, не должен понимать вещи таким образом.
Публикуется с сокращениями.
Перевод: Delfi.ee (Эстония).