- Господин Симонов, Запад привел в действие очередную волну санкций – замораживание счетов, визовые ограничения, и некоторые ограничения в работе российских компаний на Западе. Не исключено, что Запад вынужденно применит и экономические санкции, о которых говорится уже несколько месяцев. Как, на Ваш взгляд, отразятся экономические санкции на российскую экономику, и особенно на интеграционных проектах, которые достаточно дорогостоящие, поскольку плательщиком является Россия?
- С одной стороны, на самом деле санкции могут ограничить прибыль российской экономики, оставляя маленькие возможности для больших затрат, тем более, когда начнем выделять средства также для новых территорий, таких как Крым. Но, с другой стороны, чем резче и жестче санкции, тем больше возникает желание преодолеть их, и на постсоветском пространстве успешно реализовать российские программы в отношении наших дружественных стран. Поэтому я считаю, что чем жестче будут санкции, тем быстрее будут развиваться интеграционные проекты, инициированные Россией на постсоветском пространстве, поскольку политические события в регионе заставят обсудить вопрос единой валюты, и союз превратится в экономический союз.
То есть, Россия будет более заинтересована в углублении экономических отношений, и волей-неволей, будет вынуждена заплатить, несмотря на то, что существует простая логика, что в случае применения санкций, Россия лишится средств, и развитие интеграционных проектов будет приостановлено. Я считаю, что мы станет свидетелями обратного развития этой логики. На постсоветском пространстве с огромной скоростью будут продвигаться интеграционные проекты.
- Если даже вопрос дойдет до цены на нефть? Ведь Запад знает, как за очень короткий промежуток времени нанести разрушительный ущерб экономике России, путем снижения цены на нефть?
- Вероятность снижения цены на нефть на международном рынке крайне мала. Слухи об этом, и слухи о доведении России до банкротства – из жанра PR-истерии. Я помню заявления Обамы относительно этого. На самом деле, люди не понимают одной простой истины, что сегодня США заинтересованы в дорогой нефти, поэтому, когда задают вопрос о том, может ли Запад снизить цены на нефть, то я отвечаю, что, конечно, может. Для этого необходима только одна договоренность, но США это не нужно, поскольку, сегодня США активно развивают собственное производство сланцевого масла, и это достаточно дорогостоящие проекты, поэтому снижение цены на нефть означает поставить под угрозу собственное нефтепроизводство. США не пойдут на это. Для США эта сфера является новым экономическим преимуществом, которое они должны развивать, поэтому не нужно думать, что США целыми днями думают об уничтожении России, и разработке заговоров, существуют более важные и выгодные проекты. Если поставить на одну чашу весов российскую экономику, а на другую - американское производство нефти, то последнее будет более весомым, поэтому сохранится достаточно высокая цена на нефть. В этом смысле, осознанно повышаются риски. Цена на нефть будет высокой не только по причине того, что Россию все любят, а потому что, это, в первую очередь, нужно США.
- Господин Симонов, мы видим, что на пути формирования Евразийского экономического союза между странами-членами ТС существуют довольно серьезные разногласия, причем, экономического характера. Белоруссия и Казахстан за свою политическую преданность требуют от России соответствующую цену, в частности, требуют снять некоторые экономические ограничения. Как, на Ваш взгляд, будут решены эти проблемы?
- Да, мы знаем, какие существуют разногласия в Белоруссии, были довольно сложные истории в связи с поставками нефти, с повторным экспортом нефтепродуктов. Но сейчас мне кажется, что не только Россия оказалась в сложной ситуации, в такой ситуации оказалась и Белоруссия, поскольку в действительности Майдан показал, что это тот сценарий, который могут осуществить США в любой постсоветской стране. Мы прошли через все это, и мне кажется, что даже то, что они не остановились перед угрозой кровопролития и развала страны, означает, что судьба Украины мало волнует США, их интересуют другие вопросы. Поэтому, несмотря на все споры и разногласия между старыми партнерами из постсоветских стран, проблемы динамично будут решены, поскольку возрастает внешняя угроза, и становится очевидно, что у нас, к сожалению, западные партнеры, в первую очередь, думают о себе.
У Лукашенко постоянно была шумная позиция в отношении Запада, но сейчас Лукашенко стоит перед довольно серьезной проблемой, и вынужден отказаться от своей наглой и агрессивной риторики, которой пытался показать, что готов играть против России. Сейчас игра против России является для Лукашенко смертным приговором, поэтому я считаю, что, наоборот, нынешняя геополитическая ситуация заставит на постсоветском пространстве и в Таможенном союзе очень быстро загладить все спорные участки. Россия тоже, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы сохранить партнерские отношения, поэтому на некоторые вопросы попробует закрыть глаза. Такова реальность.
- Как сказал в Армении Владимир Путин, Армения быстрыми темпами движется в сторону Таможенного союза. Однако бывший исполняющий обязанности министра экономики Ваграм Аванесян сказал, что возможно, Армения не подпишет документ о вступлении в Таможенный союз, а сразу подпишет договор о присоединении к Евразийскому союзу. Затем, уточнил, что 29-го апреля не предусмотрено подписание документа о вступлении Армении в Таможенный союз, и по его вине, была распространена неверная информация. На Ваш взгляд, в чем проблема, что на официальном уровне скрывается информация, почему затягивается вступление Армении в Таможенный союз? Циркулируют разговоры, что страны-члены ТС еще не пришли к соглашению вокруг нагорно-карабахского конфликта и статуса Нагорного Карабаха в Таможенном союзе.
- Как я уже сказал, напряженная геополитическая ситуация – только на пользу Армении и Евразийским интеграционным проектам. Я считаю, что это поспособствует ускоренному вступлению Армении в Таможенный союз. В этом вопросе поддержка России должна быть более динамичной, чем прежде. Политическая конъюнктура способствует тому, чтобы Армения быстрее присоединилась к ТС. Я считаю, что Россия способна решить вопрос вступления Армении в ТС. Проблем не будет.