Исследование «Молодежь — 2014», проведенное Конфедерацией молодых предпринимателей Турции в Анкаре, Стамбуле и Измире в форме личной беседы с 1853 респондентами, анализирует образ турецкой молодежи. Согласно результатам опроса, 51,7% молодых людей не приветствуют вступление Турции в Европейский союз. Однако 73% изъявляют желание жить за границей. В чем причина таких предпочтений? Нет ли в этом противоречия? В поисках ответа на эти вопросы мы обратились к экспертам.
«Это вопиющее противоречие»
Социолог, политолог, профессор Догу Эргиль
Молодежь находится под влиянием идеологической установки: «Запад — это плохо, это нечто несовместимое с нами». Но это не более чем идеологически выдержанный сценарий, в то время как действительность не уживается с идеологией. На Западе наша молодежь видит лучшую жизнь, больше возможностей и свободы. Внушаемые идеологические взгляды представляют Запад «плохим», но, понимая, что на Западе есть все, что молодые люди пытаются найти, они выражают стремление жить там. Это вопиющее противоречие, но, к сожалению, молодежь не в силах преодолеть идеологический порог, так как ей не хватает критического мышления. Для этого у молодых людей должна возникать мысль: «Говорящие так могут быть не правы». Словно зазубренную догму они повторяют идею несовместимости с Западом, желая на самом деле испытать то, чего им недостает в реальной жизни.
«Молодежь признается, что находится в конфликте с собой»
Эксперт по отношениям Турции и ЕС, профессор Джан Байдарол
Было время, когда в Турции существовало одностороннее представление о ЕС, и упор делался только на экономическую составляющую союза. Молодежи никогда не говорилось о ценностях, которые заслоняла экономика. И это наглядно демонстрирует ситуация вокруг событий в Соме. Представьте, деловой мир всегда возражал против открытия в переговорном процессе с ЕС раздела, связанного с социальной безопасностью и социальной политикой. Почему? Тогда возникнет проблема прав рабочих, а существующие на шахте стандарты будут нуждаться в соответствии с европейскими нормами. Если бы представление о них в Турции было правильным, к вопросу ЕС не было бы такого пренебрежения. У нас классический эмоциональный подход: «Мне не нужен тот, кому не нужен я». В определенный момент такая позиция начинает оказывать влияние на молодежь. Вместе с тем, когда при взгляде на обстановку, в которой она живет, та же молодежь говорит о своем нежелании так жить, в сущности это указывает на крупный внутренний конфликт. На самом деле, реакция молодежи свидетельствует о том, что на передний план в этом предпочтении выходит представление: даже если вдруг Турция войдет в ЕС, она продолжит оставаться Турцией, и все останется так, как прежде.
«Противоречия в переходные периоды — нормальное явление»
Глава Фонда экономических и социальных исследований Турции Джан Пакер
На мой взгляд, это не противоречие. Что касается нашего фонда, вот уже 10 лет мы проводим исследования по касающимся ЕС вопросам. И с такой ситуацией мы уже часто сталкивались. Так, например, 75% говорят: «Я поддерживаю членство Турции в ЕС», а при ответе на другой вопрос: «Ждет ли Турцию раздел с вступлением в ЕС?» эта же группа респондентов отвечает утвердительно. Если данный факт интерпретировать с помощью прямой логики, можно прийти к такому результату: «Я хочу, чтобы Турция стала членом ЕС, потому что желаю раздела Турции». Но, конечно, это не так. Социальные явления нельзя толковать путем прямой логики. На наш взгляд, можно дать следующее объяснение: проходя через процессы глубоких трансформаций, общество живет мировоззрением, критериями, особенностями того пункта назначения, куда оно идет с началом изменений. И люди, и общества могут ощущать особенности оставленной ими гавани и одновременно бухты, к которой они движутся. Таким образом, утвердительный ответ на вопрос «Хотите ли вы вступления Турции в ЕС?» — оценочное суждение, относящееся к той бухте, куда движется общество. «Претерпит ли Турция раздел?» — из разряда того, что оставлено позади. В тот период идея раздела Турции была очень популярна. В целом противоречивые результаты в переходные периоды я считаю вполне нормальным явлением. Нет противоречий — значит, нет изменений. Ответы респондентов — это накапливающиеся в системе мышления оценочные суждения. Если вы обратитесь с подобным вопросом к швейцарцу или немцу, вы не получите такого ответа. Но, если вы спросите, к примеру, бразильца, вы тотчас же увидите противоречие.
«В отношении ЕС у молодежи нет четкого понимания»
Центр политики Стамбула, политолог, профессор Дженгиз Актар
С самого начала, с того момента, как в 1999 году (саммит в Хельсинки) процесс, связанный с вступлением Турции в ЕС, возобновился, у людей не возникло четкого понимания того, что представляет собой ЕС. В этом есть очень серьезное педагогическое упущение. Молодежь не знает, что такое Европа. Но это понимают те, кто участвует в программе Erasmus. Также не стоит упускать из виду следующее. Турция действительно открыта для всего мира, но в Турции — всего 9 миллионов владельцев загранпаспортов. Турки плохо знают мир. Мы — общество, довольствующееся слухами, обманчивой и недостоверной информацией. Мы мало читаем. Это не противоречие, но есть и другой важный момент: стремление жить за границей, а именно взгляд на Европу через абсолютно утилитарные, прагматичные очки, демонстрирует ограниченность мира нашей молодежи или же отсутствие достаточного багажа знаний, связанных с другими европейскими ценностями.
«Позиция молодежи на 100% совпадает с позицией власти»
Политолог, профессор Баскын Оран
Когда молодежь видит, что власти Турции не признают решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге, отказываются от выплаты Кипру установленных ЕСПЧ компенсаций, естественно, она говорит: «Мы не хотим членства в ЕС». Могу сделать только следующий вывод: результат, полученный по итогам проведенного исследования, абсолютно совпадает с нынешней позицией Партии справедливости и развития.