Лукавят противники евразийской интеграции, когда говорят о том, что угрозы и ожидаемая польза от вступления в Таможенный союз не обсуждаются широко и прозрачно. Открытых информационных и дебатных мероприятий по этому вопросу, предостаточно. Только в последние десять дней состоялось несколько из них. Это «круглый стол», посвященный перспективам развития евразийской интеграции, специальный брифинг министра экономики КР Темира Сариева, проведенный после одобрения правительством республики «дорожной карты» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу, а также парламентские слушания на тему «Вступление Киргизии в Таможенный союз: плюсы и минусы».
При этом, мнения на подобных площадках высказываются самые разные, порою, полярные. Хотя справедливости ради стоит отметить, что всё-таки подавляющая часть вступающих в полемику экспертов, политиков, представителей общественных организаций и бизнес-сообщества выступают за интеграцию, но только с обязательным учётом рисков и негативных последствий, влияние которых на экономику республики следует минимизировать.
Проблемы интеграции
Минусы, конечно же, есть, в таких глобальных процессах они неизбежны. Так, представитель ассоциация агробизнесменов «Жеразыгы» Азиза Юлдашева, выступая на парламентских слушаниях,призвалаправительство продумать антикризисные меры при вступлении в Таможенный союз. По её мнению, вступать в Таможенный союз надо, но также нужно понимать реальные последствия, так как не все регионы страны имеют торговлю именно с Казахстаном или Россией, и если соседние Таджикистан и Узбекистан прикроют границы, то чем будут заниматься люди, живущие на границах с этими республиками.Госструктурам, считает она, стоит подумать о предупреждающих мерах, чтобы бизнес на этих приграничных территориях продолжал работать. И это проблема, на которую правительству необходимо обратить внимание.
О том, что принимая данное решение, нужно изучить опыт соседних стран, сказал на этом же мероприятии исполнительный директор Ассоциации молодых предпринимателей Руслан Акматбеков. «Власти Казахстана признали, что пострадал малый и средний бизнес, так как республика вошла в союз неподготовленной. Товары из Казахстана не могут войти на рынок России, которая создает искусственные преграды», - отметил Р.Акматбеков.
И это мнение разделяют многие эксперты. Да, проблемы интеграции есть и, видимо, будут и после вхождения в ТС. Многие вопросы возникают по мере взаимодействия стран. Никто не говорит, что присоединение будет легким и безболезненным. Интеграция государств подразумевает устранение торговых барьеров во взаимоотношениях, гармонизацию законодательства, приведение в соответствие технических стандартов и санитарных норм, укрепление внешних границ и ещё многое другое, а на это требуется время и приложение значительных усилий всех участников объединения. И процесс согласования совместных мер по ликвидации барьеров на границах продолжается уже в рабочем порядке.
Так, помнится, на прошлогоднем октябрьском заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко с сожалением отметил, что, несмотря на проведённую работу, количество изъятий и ограничений не уменьшилось, по некоторым сферам даже возросло. «Следует поручить специалистам, правительствам в сжатые сроки, чтобы не нарушать наших договоренностей по дальнейшему движению вперед, выработать приемлемые решения, возможно, на основе компромиссов», - сказал он тогда.
Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев также затронул негативные моменты интеграции. Указав, в частности, на рост торговых диспропорций в торговле Казахстана с партнерами по союзу, он отметил трудности в доступе казахстанской продукции на рынки членов ТС, для чего используются нетарифные технические барьеры, завышенные санитарные и фитосанитарные требования, меры по сертификации, лицензированию и квотированию. «Мы должны говорить откровенно, по-дружески о минусах, над которыми все мы должны работать, особенно евразийская экономическая комиссия», - подчеркнул Н.Назарбаев.
Президент РФ В.Путин с пониманием отнёсся к замечаниям своих коллег, заявив, что Россия готова исключить эти изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и другой продукцией. «Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать. Мы рассчитываем на то, что и партнеры пойдут нам навстречу, убирая те изъятия, которые для них, как они считают, важны», - подчеркнул Президент России.
На том памятном саммите главы трёх государств-участниц Таможенного союза договорились двигаться к тому, чтобы полностью ликвидировать изъятия и ограничения в рамках ТС и Единого экономического пространства. «Это значит, что будут сняты все остающиеся барьеры на пути свободного обмена товарами, услугами, капиталом, технологиями и рабочей силой», - резюмировал обсуждение Владимир Путин.
Это наглядный пример продолжающейся «притирки» национальных экономик стран-участниц Таможенного союза, свидетельствующий о том, что трудности могут быть и после вступления в объединение, что вполне естественно, ибо это любая межгосударственная интеграция – это сложный и длительный процесс, но совместными усилиями и опираясь на общность целей их можно преодолеть. Только не стоит выпячивать минусы, не замечая очевидные плюсы, которых намного больше.
Потери от неприсоединения
Именно об этом сказал министр экономики КР Темир Сариев на парламентских слушаниях по данному вопросу, заявив, что этот шаг принесет трудности, но если страна не вступит в союз, то трудностей будет гораздо больше. В качестве возможных негативных последствий присоединения к евразийской интеграции он назвал рост цен на товары, поставляемые из дальнего зарубежья, вероятное сокращение импорта из Китая, но подчеркнул, что сейчас разрабатывается единая программа вхождения Киргизии в ТС с целью достижения наименьших потерь для кыргызской экономики.
Не стоит забывать и о том, что уже сейчас экономика нашей республики несёт потери из-за затягивания вопроса вхождения республики в союз, так как происходит ужесточение контроля на границах со странами, не входящими в ТС, к коим пока относится и Киргизия. Так, по данным Государственной таможенной службы КР, удельный вес России в общем товарообороте республики снизился с 28,5% в 2012 году до 27,5% в 2013-м, а удельный вес Казахстана, а он является третьим по величине торговым партнером республики, снизился практически также на один процент - с 13% до 11,9%.
Видимо, в какой-то степени этим обстоятельством объясняется довольно эмоциональное заявление премьер-министра КР Джоомарта Оторбаева на уже упомянутых парламентских слушаниях о том, что либо мы будем строить заборы на границах, либо начнем создавать открытую экономику в Таможенном союзе. По его словам, если убрать золото из товарооборота, то экспорт из Киргизии будет связан только со странами ТС, и если будут закрыты границы (а это неизбежно в случае неприсоединения к евразийской интеграции), то куда же вывозить товар, поэтому Киргизии необходимо открыть свои рынки.
И на самом деле, по данным ГТС КР, основу кыргызского экспорта составили драгоценные металлы, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 42,3%, практически вся эта продукция поставляется в страны дальнего зарубежья. И это понятно, золото в продвижении не нуждается. Без учета этого сегмента товарооборота почти всё остальное вывозится на рынки Таможенного союза. Так, в Россию мы экспортируем табак, волокно, фрукты и овощи, изделия легкой промышленности, в соседний Казахстан - электроэнергию, молочную продукцию, овощи, стекло, одежду, в Белоруссию - радиаторы. Всего же около 41% внешнеторгового оборота Киргизии приходится на страны Таможенного союза. Без участия в евразийской интеграции эти рынки сбыта республика может просто потерять.
Стоит также принимать во внимание, что со вступлением в ТС предполагается существенный рост инвестиций в Киргизию, и не только из стран-партнеров по интеграции, но и из Китая, Турции, Южной Кореи. Благодаря этому начнётся реализация крупных проектов, поскольку для инвесторов откроется огромный рынок без пошлин и барьеров, о чём сказал на том же мероприятии в Жогорку Кенеше глава Минэкономики КР Т.Сариев. По его словам, многие потенциальные инвесторы стран-партнеров ожидают итогов переговоров Киргизии по присоединению к Таможенному союзу.
О доводах противников интеграции
Доводы оппозиции о том, что в случае вхождения Киргизии в ТС сократится торговый оборот со странами дальнего зарубежья, не выдерживает никакой критики. Любой мало-мальски разбирающийся в экономике человек знает, что все страны, в первую очередь, стремятся найти рынки сбыты своей продукции, отсюда и жёсткая конкуренция в международной торговле. При этом свой внутренний рынок каждая страна всячески защищает, в том числе, при помощи тарифов и высоких таможенных пошлин, так как производство - основа национальной экономики.
Поэтому, по мнению экспертов, думать надо прежде всего об экспорте, а он завязан на странах – членах ТС, а импорт сам найдёт себе дорогу, и страдать от недостатка товаров мы не будем. Ну а повышение цен на продукцию из дальнего зарубежья, по расчетам специалистов, будет не значительным. Опять же конкуренция сыграет в этом свою положительную роль.
Что касается обвинений противников евразийской интеграции в том, что в случае вхождения республики в ТС она поступится суверенитетом, то они выглядят несерьёзными и рассчитаны на неискушённых обывателей. Ведь подобных интеграционных межгосударственных образований в мире десятки, это Северо-Американская зона свободной торговли, Латино-американская ассоциация интеграции, Южно-Африканский таможенный союз, Совет по сотрудничеству арабских стран Персидского залива, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, тот же Евросоюз и множество других организаций. И все они пекутся о консолидированном благополучии, в какой-то степени ограничивая былой суверенитет государств.
По мнению известных международных экспертов, потребности экономического роста не сочетаются с принципами прежней суверенности государств, национальные границы препятствуют свободному переливу капиталов, материальных и человеческих ресурсов, а следовательно, тормозят экономическое развитие стран. И это реалии, с которыми приходится считаться.
Вывод здесь может быть только один, альтернативы евразийской интеграции у Киргизии нет, в противном случае республику ждёт стагнация и прозябание на обочине мировой цивилизации. Но вхождение в Таможенный союз должно быть для населения максимально комфортным, с учетом всех возможных минусов, которые превентивными мерами хорошо бы обнулить или, по крайней мере, минимизировать их влияние.