Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Африканский ренессанс Израиля

© East News / Polaris/George PhilipasСолдат миссии АМИСОМ из Бурунди в Могадишо, Сомали
Солдат миссии АМИСОМ из Бурунди в Могадишо, Сомали
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В январе на конференции глав дипломатических миссий глава МИД Израиля Авигдор Либерман определил основные задачи израильской дипломатии. Если такие направления работы, как взаимоотношения с США, палестинской администрацией, по иранской угрозе естественны и ожидаемы, то африканское направление требует пояснения.

В январе на конференции глав дипломатических миссий глава МИД Израиля Авигдор Либерман определил основные задачи израильской дипломатии. Если такие направления работы, как взаимоотношения с США, палестинской администрацией, по иранской угрозе естественны и ожидаемы, то африканское направление требует пояснения.
 
В свое время Бен-Гурион выдвинул идею, что к дружественным контактам с ближайшими соседями Израиля можно придти через сотрудничество с дальними регионами, и, прежде всего, с Африкой, Ираном и Турцией, поскольку те не вовлечены в затяжной арабо-израильский конфликт и более прагматичны. Считалось, что выгоды делового сотрудничества с Израилем на примере удаленных стран могут помочь ближайшим соседям предпочесть прагматизм бессмысленному кровопролитию.
 
С 1956 по 1970 годы отношения с Африкой интенсивно развивались. Начав с первого в Африке посольства в Гане, дипломатические отношения были установлены с 33 странами. Израиль помогал молодым африканским государствам специалистами-инструкторами, подготовкой кадров, и, в свою очередь, рассчитывал на поддержку при голосовании в ООН. Африканские политики, в свою очередь, проявляли особый интерес к израильской армии.
 
Период любви и дружбы закончился сразу после войны Судного дня. Выдавливанием Израиля из Африки занимались состязающиеся друг с другом президент Египта Насер и Ливии – Каддафи. Одним из направлений этой деятельности было давление Лиги арабских государств на Организацию африканского единства, потребовавшую разорвать отношения с Израилем, а вторым – активная исламизация Африки, где были сильны как христианство, так и местные культы.
 
Возможность восстановления утраченных позиций появилась из-за разочарования в обещанной арабской помощи, которая в конечном счете обернулась распространением опасного исламского фундаментализма и его спутника – терроризма.
 
Сотрудничество с Африкой выгодно не только политически, но и из-за богатейших месторождений. Африка занимает первое место в мире по запасам марганцевых руд, месторождениям металлов платиновой группы, кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов, бокситов, хромитовым рудам, золоту, месторождения флюорита, и второе - по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита, третье - по запасам нефти, газа, ртути, железной руды; есть значительные запасы титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и др.
 
Естественно, что там работают и израильские бизнесмены. Solel Bonet, крупнейшая строительная компания Израиля, работает в Африке достаточно давно. В свое время Solel Bonet построила здание аэропорта в Энтеббе, что оказало неоценимую помощь при спасении заложников в 1976 году. В Африке работают компании Meir Brothers, Koor Industries, Agridno, инвестирующие в различные проекты развития. Особо нужно отметить израильскую компанию Dan Gertler Investment, вложившую 7 миллиардов долларов в разработку крупнейшего на территории Конго железорудного месторождения.
 
Интерес  Израиля к Африке понятен. В свою очередь Израиль интересен Африке как экономический партнер с сильными позициями в современных инновационных областях: медицине, сельском хозяйстве, хай-теке, и в военной сфере. Израильский хай-тек необходим африканским странам практически во всех аспектах жизни.
 
Это помощь в развитии медицинского обслуживания, сельского хозяйства, управления водными ресурсами, создание условий для ведения бизнеса, борьба с неграмотностью - уровень неграмотности среди африканцев (40%) - самый высокий в мире.
 
Израильская компания Nova Lumos разработали небольшие мобильные зарядные устройства для мобильных телефонов, работающих от солнечной энергии. что улучшило возможности для бизнеса в отсутствии соответствующей инфраструктуры. В феврале 2014 года Йосеф Абрамович, президент израильской компании Energiya Global на брифинге в Иерусалиме представил проект 8.5-мегаватт солнечной электростанции в Руанде. Израильская SunDwater развивает в Африке системы, обеспечивающие чистой питьевой водой без необходимости инфраструктуры и электричества. Все направления сотрудничества в рамках статьи просто не перечислить.
 
Нужно учесть, что кроме богатейших природных ресурсов, Африка страна трудовых ресурсов будущего. В ближайшие десятилетия население развитых стран будет ежегодно снижаться примерно на 1 млн. человек и ломать голову, как прокормить свою армию пенсионеров уменьшающимся числом работающих. Через два-три десятилетия основной резерв трудоспособного населения в значительной степени будет определяться ростом африканских государств.
 
Это, в свою очередь изменит структуру мирового потребления не только продовольствия и товаров первой необходимости, на них основной спрос уже сместился в развивающиеся страны. В обозримом будущем большинство потребителей таких товаров, как автомобили, бытовая техника и электроника, будут проживать в развивающихся, в том числе и в африканских странах.
 
Терроризм в Африке
 
Высокий процент молодежи – это не только рост рабочей силы для будущей прекрасной жизни, но и питательная среда для всевозможных радикальных течений. При слабых государствах это становится особо значимым фактором. Группировку «Аль-Каида на Аравийском полуострове» в контексте данной статьи можно опустить – она действует в основном в Йемене и является головной болью, прежде всего, Саудовской Аравии, Египта и, естественно, самого Йемена. Но этот регион сегодня лежит вне интересов Израиля.
 
Наиболее опасны в зоне действия Израиля в Африке три террористические группировки: «Боко Харам», «Аль-Шабаб» и «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
 
Боко Харам
 
Эта террористическая исламистская группа, действует в основном в Нигерии, но активно использует прозрачность африканских границ – Нигер, Камерун, и даже Мали не остались без ее внимания. Боко Харам может быть названа диффузной, то есть проникающей в здоровые «нормальные» структуры государства. Ее ячейки размыты, достаточно много тех, кого можно назвать «непостоянные члены».
 
Так в 2011 году был арестован Али Ндуме, сенатор от штата Борно, за финансовую поддержку Боко Харам. Интересно, что Али Ндуме являлся членом президентской целевой группы по переговорам с исламскими боевиками.
 
В этом же штате действовал владелец нигерийская газета Daily Trust Алхаджи Белло Дамагума, против которого было возбуждено уголовное дело по обвинению в финансировании Боко Харам. Он заплатил за подготовку нигерийцев в террористических лагерях в Мавритании, пожертвовал микроавтобус и системы оповещения, активно помогал исламистам в «распространении экстремистских идей» в штате Борно.
 
Исламизм Боко Харам сформировался под влиянием ваххабизма, но со своими африканскими особенностями. Они видят врагами не только христиан и иудеев, но и недостаточно радикальных, на их взгляд, мусульман, к которым, кстати, относится и правительство Нигерии.
 
Боко Харам ответственна за взрывы, целенаправленные одиночные и массовые убийства с использованием, как огнестрельного оружия, так и ножей и мачете. Они нападали на школы и общежития учебных заведений, как во время занятий, так и в ночное время, но наиболее резонансным стало похищение 276 девушек-школьниц, в основном из христианских семей, городе Чибоке (штат Борно).
 
По мнению израильского эксперта по антитеррористическим операциям Яира Кляйна, нигерийцы давно могли найти и освободить школьниц. Израиль мог помочь в этом, передав развединформацию властям Нигерии. Израильские спутники могут из космоса увидеть номер на автомобиле, а такое количество похищенных спрятать практически невозможно. Тем более, что спутник работает и с помощью инфракрасных лучей, осуществлять поиск может и днем и ночью, и одновременно проводить радио-прослушивание.
 
Если учесть, что в Нигерии достаточно израильских компаний, обеспечивающих безопасность, прослушивание, подготовку спецвойск, то непонятно, что мешает? Скорее всего то, что армия Нигери на 80% мусульманская, и не готова воевать с исламистами. Но, похоже, что Боко Харам может переломить и эту ситуацию: 17 мая в Париже представители Нигерии, Нигера, Чада, Камеруна и Бенина при поддержке США, Франции и Европейского Союза все же решились начать действия против террористов, в том числе с участием французских военных. Почему именно французских? Это, как раз, понятно – это район французских урановых интересов.
 
Боко Харам, в настоящее время уже установившую «прочную деловую связь» с африканским филиалами Аль-Каеды, скорее всего разгромят, но вот школьницам могут уже не помочь.
 
Аль-Шабаб
 
Аль-Шабаб – эта исламистская террористическая группировка начинала, как молодежное крыло Союза исламских судов (название так и переводится – молодежь). Они ставили «скромную» задачу - установить контроль над всей территорией Сомали методами жесточайшего террора. Но это было начало. Достаточно быстро они вышли за пределы Сомали и распространили террор на Кению и Эфиопию. В начале 2012 года глава Аль-Каеды Айман аз-Завахири объявил об объединении с Аль-Шабаб. 
 
Пришлось активизироваться. 21 сентября 2013 г. Аль-Шабаб захватила торговый центр «Nakumatt Westgate» в Найроби, где были убиты и пропали без вести 133 человека, а более 170 ранено. Террористы прежде всего убивали тех заложников, в том числе даже женщин и детей, которые не знали имени матери Мухаммеда или не могли привести цитаты из Корана.
 
Большинство сомалийцев-мусульман придерживаются суфизма, и Аль-Шабаб, радикальные исламисты-ваххабиты, считает их «неправильными мусульманами». Они требуют строгого шариата в контролируемых районах, практикуют, в том числе, забивание камнями до смерти женщин, обвиняемых в супружеской измене и ампутации руки воров.
 
Аль-Шабаб в настоящее время в обороне, но продолжает демонстрировать способность проводить достаточно сложные террористические атаки, и, в настоящее время, по-прежнему представляет угрозу как региональную в Сомали, так и транснациональную для Кении и Эфиопии.
 
Аль-Каида в странах исламского Магриба (AQIM)
 
AQIM салафистко-джихадистская группировка, действующая кроме стран Магриба   Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия), в Сахаре и Сахеле (тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге. Располагается на территории таких государств как Сенегал, Мавритания, Мали, Алжир, Буркина-Фасо, Нигер, Нигерия, Камерун, Чад, Судан и Эритрея) ,  с 2006 года объявившая о союзе с Аль-Каедой. Цели довольно обычные и «непритязательные» – избавление Северной Африки от западного влияния, свержение правительств Алжира, Ливии, Мавритании, Мали, Марокко и Туниса, которые AQIM считает «плохими мусульманами», и установление ваххабитского исламского режима, основанного на шариате.
 
Более-менее самостоятельную террористическую деятельность ведет Мухтар Бельмохтар, один из основателей AQIM, создавший в декабре 2012 года особую собственную террористическую группу «Подписавшиеся кровью» (al-Mua'qi'oon Biddam).
 
Наиболее знаковый теракт Бельмохтара – захват 800 заложников на газовом месторождении Tigantourine, рядом с городом Ин-Аменас в Алжире. Захватив объект, бандиты часами охотились за иностранными специалистами, переходя от двери к двери, вытаскивая прятавшихся из под кроватей и из-за шкафов, убивая одного за другим.
Но это, к сожалению, просто один из многих терактов в странах Магриба.
 
В декабре 2012 года по решению СБ ООН французские войска провели военную акцию в Мали, вытеснив боевиков AQIM на север в горы, но, как водится, не добили.
 
AQIM финансируется как с помощью похищения иностранцев для получения выкупа, который может составлять до 4,5 млн. долл. США, так и активно участвует в контрабанде через Сахару наркотиков, оружия и многого другого. В Северной Африке действуют и другие группы джихадистов, такие как Ансар аль-шариат в Тунисе и в Ливии, поддерживающие контакты с «Аль-Каидой в исламском Магрибе». Все они пользуются тем хаосом, который возник в их странах после так называемой «арабской весны».
 
Террористов нужно бить на дальних рубежах
 
Растущее сотрудничества между террористическими группировками в Северной Африке, Нигерии и Сомали превращает их из национальных террористов в фактор намного более опасного глобального террора. А поскольку основной идеологией этих групп является исламизм, то Израиль, как говорится, «на линии огня». Идея «не лезть в Африку» не работает, террористов нужно бить на дальних рубежах.
 
Важным фактором, усиливающим опасность африканских групп джихадистов, является участие в их деятельности Ирана. Об этом, в частности, заявляли власти Нигерии, предотвратившие ряд атак проиранских террористов. Иран проводит в Африке тайные операции, но не только – сегодня делается ставка и на деловые контакты. В октябре 2013 года глава МИД Ирана Мохаммад Зариф отправился в Южную Африку обсудить инвестиционные возможности региона и сопредседательствовать на совещание комиссии «Совместное сотрудничество Иран-Южная Африка». Иран участвует в ряде сельскохозяйственных проектов в таких странах, как Сенегал, Нигерия и Судан, а различные иранские финансовые институты инвестируют в проекты в СМИ и транспортные проекты на всем континенте.
 
Казалось бы – спасибо за помощь, но Израиль имеет достаточный опыт взаимодействия с Ираном. Израильские дипломаты предупреждают африканцев, что иранское присутствие в Африке будет способствовать поддержке террористов и открытию дополнительных финансовых каналов для них. Африка не имеет такой разведки, как Израиль, позволяющей раз за разом перехватывать иранские поставки оружия. Непонимание этого может обернуться для африканцев большими проблемами.
 
«Лучшая защита израильского неба – в небе над Каиром»

Эзер Вейцман

 
Сегодня можно перефразировать слова Эзера Вейцмана про защиту израильского неба над Каиром, и сказать, что защита Израиля от всевозможных, в том числе и иранских террористов, происходит в Африке. В этом интересы Израиля и африканских стран совпадают. Израиль может оказать существенную помощь не только в различных областях экономического развития, но и в борьбе с террором. Непонятно только насколько сами африканцы согласны с подобным взглядом.