Все взгляды сейчас обращены на Египет. Первая арабская страна, где на всеобщих выборах победа досталась «брату-мусульманину», быстро избавилась от иллюзий. Сейчас там проходят новые президентские выборы, главным героем которых стал тот, кто сыграл главную роль в свержении режима некогда египетского, а затем и мирового движения. Абдул-Фаттах ас-Сиси ведет себя так, словно речь идет об исправлении промаха, который открыл путь к власти для самого организованного исламистского движения в арабском мире.
Его путь можно разделить на несколько этапов. Он сместил Мухаммеда Мурси. Обезглавил «Братьев-мусульман», отправив за решетку всех их лидеров. Задержал тысячи сторонников движения. Заморозил его активы и расформировал структуры, а затем и вовсе внес его в список террористических организаций. И чтобы показать жесткость своей позиции, подписал тысячи смертных приговоров тем, кто может разжечь протестный дух. Запрещено было даже движение 6 апреля, которое подкупало энтузиазмом и юностью участников.
Так выглядит путь ас-Сиси и процесс формирования его образа. Решения повлекли за собой такие серьезные последствия, что президентские выборы кажутся скорее формальностью, чем хоть сколько-нибудь серьезным испытанием. Поэтому, несмотря на все вложенные египтянами силы, нынешним выборам остро не хватает фактора неожиданности и напряженного ожидания. Как только министр обороны генерал (а потом и маршал) ас-Сиси принял стратегическое решение сместить президента Мухаммеда Мурси, он начал движение к тому, чтобы стать новым главой государства.
Разумеется, были приняты все необходимые политические меры предосторожности для того, чтобы действия ас-Сиси не походили на государственный переворот. Первым результатом стал дипломатический развод с США и гнев египетского народа, на глазах которого раскритикованная во времена Хосни Мубарака армия вновь взяла в руки бразды правления, со всем вытекающим отсюда авторитаризмом.
С тех пор Абдул-Фаттах ас-Сиси начал кропотливый процесс восстановления легитимности. Его первым шагом стал отказ от военной формы в пользу гражданских костюмов. Он представил это так, что отвечает на народный энтузиазм и приносит личные привычки в жертву государственному долгу. Подконтрольные правительству СМИ и социальные сети активно использовались для продвижения этой мысли и формирования образа ас-Сиси как необходимого и неизбежного кандидата для всех египтян, которые хотят взять будущее в собственные руки.
Все это повлекло за собой создание настоящего культа личности. Сам ас-Сиси начал вести себя как спаситель нации. Он мало говорит и редко появляется на публике. Ему не нужны предвыборные митинги с непредсказуемыми последствиями и бесконтрольные слухи в народе. Одни лишь телеэфиры и интервью с журналистами, чья угодливость неприятно напоминает о Северной Корее.
Ас-Сиси открыто признал, что у него нет политической программы помимо спасения оказавшейся в опасности родины и потребовал от египтян слепого доверия. Причем его тон отдает политическим шантажом: я спас вас от мракобесов из «Братьев-мусульман», и, значит, вы должны выразить признательность и довериться мне.
Как бы то ни было, его привлекательность вовсе не безгранична. Когда ас-Сиси усядется в президентское кресло, перед ним встанут две серьезных проблемы. Первая — это умиротворение египетского общества, которое до сих пор не может прийти в себя от потрясений трех последних лет, после вспыхнувшей в самом сосредоточии власти искры арабской весны. Вторая — это восстановление экономического роста и создание гарантий безопасности, которые необходимы для возвращения инвестиций и туристов. Нынешнее волшебство ас-Сиси, которому еще удается стереть из памяти людей воспоминания об исламистском ужасе, в скором времени может иссякнуть под ударом суровой действительности. Но это уже другая история.
Влияние ас-Сиси в арабском мире бесспорно. Его кампания против «Братьев-мусульман» была воспринята многими как заслон на пути казавшегося неостановимым движения исламистов к власти. Тунисская партия возрождения была вынуждена уступить место более светским политическим силам только потому, что ас-Сиси решился свергнуть Мухаммеда Мурси. Ослабили его действия и давление на Башара Асада, на которого наседают радикальные исламисты. Ас-Сиси стал источником вдохновения для Халифы Хафтара, который сегодня объявил войну вооруженным исламистским группам, чья деятельность буквально парализовала экономику.
К этому эффекту домино на исламистской карте в арабском мире добавляется и позиция ас-Сиси, о которой много писали в прессе. Речь идет о переориентации нового лидера страны на Россию Владимира Путина после ссоры с администрацией Обамы, которая не одобрила силовое свержение демократически избранного (пусть и исламистского) президента.