Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Перемирие ради «последнего звонка», взятие супермаркетов и другие «бытовые» подробности АТО на Украине

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
30 мая мэр Донецка Александр Лукьянченко объявил о перемирии между отрядами «сопротивления» и подразделениями украинской армии, осуществляющими в регионе антитеррористическую операцию. Перемирие якобы нужно для того, чтобы дать возможность выпускникам отпраздновать окончание школы. Ни обе воюющие стороны, ни школьники с родителями, похоже, об этом не узнали.

В пятницу, 30 мая, мэр Донецка Александр Лукьянченко объявил о перемирии между отрядами «сопротивления» и подразделениями украинской армии, осуществляющими в регионе антитеррористическую операцию. 

Перемирие якобы нужно для того, чтобы дать возможность выпускникам отпраздновать окончание школы. Ни обе воюющие стороны, ни школьники с родителями, похоже, не поняли, о чем именно говорит мэр Лукьянченко. А, возможно, и просто не услышали. Ведь телевидение на несколько восточных областей страны не вещает. Об обстановке в городе Радио Свобода рассказал главный редактор издания «Новости Донбасса» Алексей Мацука:

 

— По словам мэра Донецка, в городе сегодня «перемирие» ради праздника для школьников, как это выглядит?

— У местной власти и у сепаратистов никакого перемирия нет, у них полный союз и гармония всегда была. Потому что горсовет ни разу никто не захватывал, не блокировал. Он всегда находился в рабочем состоянии. Мэр Донецка, единственный из руководителей всех крупных городов в Донецкой области, не написал заявления об отставке. А краматорский городской голова, мариупольский, макеевский, славянский — все написали заявления об отставке, а кто-то ушел на больничный, в частности мариупольский мэр. Говорить о перемирии нельзя. Это даже не договоренность. Это сложно каким-то языком называть.

 

— В социальных сетях множество фотографий со сценами мародерства в магазинах Донецка...

— На улицах верховодят банды, идет мародерство. Сообщают, что автосалон BMW, единственный официальный дилер BMW в Донецке, обворован во время рабочего дня. Милиция приехала через два часа после того, как был вызван наряд. Также не приехала охрана, которая по договору должна работать. В городе анархия. Кафе закрыты, магазины закрыты. Один магазин с дорогой техникой, который напротив обладминистрации, вчера был обворован.

Вынесли шесть айфонов, один айпэд взяли «на нужды революции», как сказали. Кто это был — неизвестно, но под флагом ДНР. Закрылись все магазины в центре города, которые торгуют оборудованием или вообще чем-либо дороже ста долларов. Работающие магазины фактически пустые стоят. Это даже хуже, чем в 90-е годы. Слышится стрельба с разных сторон. В районах, где сосредоточено элитное жилье, особняки, вообще никого нет. Все выехали. Людей на улицах нет. Постоянно люди переживают и пишут в сетях, что происходит, что их пугает.

 

— В этой обстановке о каком-то празднике для школьников говорить сложно? 

— На последних звонках даже не ставили гимн Украины впервые за всю 23-летнюю историю. Не было государственных флагов. Уровень украинофобии поднимается с каждым днем все выше и выше. Понять можно. Антитеррористическая операция пробуксовывает. И даже те, кто были лояльны к правительству, сейчас недоумевают — почему оно ничего не делает для защиты своих граждан на территории города Донецка и Донецкой области. Уже есть факты невыплаты пенсий на севере области. Невозможно провести независимое тестирование для выпускников. Это тоже вызывает у людей злобу, недовольство происходящим и очередную волну претензий к киевскому правительству. Вся эта антитеррористическая операция проходит непрофессионально: в штабе работают люди, которые не соответствуют элементарным профессиональным критериям. Люди в основном недоумевают — почему же украинская власть, украинская армия не могут навести порядок на своей территории, почему граждане вынуждены страдать от действий боевиков, завезенных из России. Вы же видели статистику всех погибших: 33 человека — граждане РФ. Российские власти пытаются сказать, что это гражданская война, но только это не внутренняя гражданская война, а война между гражданами Украины и гражданами России. Обычный человек остается один на один с проблемами, он оказывается один на один с этим хаосом, пытаясь защищать себя и свою семью.

 

— Есть ли влияние СМИ на людей, которые живут в Донецке? 

— В городе Краматорске телебашня, которая ретранслировала украинский национальный канал, основные каналы из Киева сейчас находится под контролем украинской армии. Она ничего не показывает. Вопрос — зачем тогда эта башня нужна под контролем украинской армии, если не могут настроить наши каналы на трансляцию на нашей же территории? В пяти городах нет сигнала. Эффективность АТО оценить можно по тому, где освобождены населенные пункты, где установлен закон и порядок, где транслируются каналы и в какой срок это сделано, имеет ли это поддержку и продолжение. Ни по одному из этих критериев стопроцентного результата нет. Вот так действует украинская власть. Никто не нанимает специалистов в антитеррористический штаб, чтобы понять местную специфику. Никто не ведет никаких разработок в плане того, как нужно работать с населением, какую нужно информационную политику проводить. Такое впечатление, что вся эта «серая» зона, эта война выгодна в первую очередь центральной власти, потому что это хорошая ситуация для определенных кланово-олигархических группировок. Я не хочу сказать, что это на 100% так, но очень похоже на то, что кто-то на этом может очень хорошо заработать.

 

— Глава Минобороны Украины Михаил Коваль говорил, что западные и южные регионы Донецкой области уже очищены от сепаратистов, север Луганской тоже... 

— Многие люди воспринимают антитеррористическую операцию как нечто плохое, направленное против них лично. Очень много фейковых новостей, их в том числе плодит сам антитеррористический штаб.

Вместо того чтобы рассказывать небылицы, они бы действовали. А конкретных действий нет. Вы можете оказаться на юге области, там вас могут обобрать до нитки сепаратисты на блокпосту и машину забрать. Вы потом никому ничего не докажете — ни Ковалю, ни страховой компании, никому. Людей не может защитить ни правительство, ни сепаратисты. Вчерашняя акция с очисткой Октябрьской площади была успешной как акция штаба террористов по привлечению новых людей на свою сторону, потому что они таким образом пытаются показать, что наводят порядок в городе. Эти силы более подготовлены к работе с общественным мнением. Я не понимаю, что мешало украинской армии произвести зачистку Донецкой областной государственной администрации до вчерашнего момента? Что мешает украинской армии прийти и навести порядок в городе Донецке? Я этого не понимаю, и еще 80% моих земляков не понимают, — говорит донецкий журналист Алексей Мацука.

 

Из крупных городов региона продолжают поступать новости, в которых ни слова о мире. Из Славянска эвакуируют сотни детей. В Луганске представители самопровозглашенной республики опровергают информацию о том, что именно они задержали четырех наблюдателей от ОБСЕ, из Донецка поступают данные о десятках заложников, взятых ополченцами ДНР. Местные жители на месте прикидывают, что случится, если активная форма антитеррористической операции пройдет не только в районе аэропорта, но и на улицах города. Рассказывает житель Донецка Василий: 

 

— Кто сейчас, по вашим ощущениям, контролирует ситуацию в Донецке? Вчера здание обладминистрации взяли под контроль бойцы так называемого батальона «Восток». Различают ли простые жители представителей разных вооруженных группировок в городе? Заметно ли вообще их присутствие на улицах после недавних столкновений в районе аэропорта и вокзала?

— После того как в аэропорту была «зачистка» от сепаратистов, вроде как они меньше стали попадаться в городе. Когда я на работу езжу, я проезжаю мимо здания СБУ. Там их постовые стоят, сейчас их меньше. Или они попрятались... А ребят из батальона «Восток» можно узнать только по внешности — у них чеченская внешность. Ситуацию они взяли под контроль. Возможно, эти все захваченные ими здания — СБУ, областная прокуратура... Возможно, они эти структуры тоже будут пытаться брать под контроль. В городе после той зачистки в аэропорту народ не сильно активный. Те, кому нужно по работе или по каким-то делам, передвигаются. А вообще народу меньше.

 

— А по вечерам? Вчера появились новости о том, что в Донецке вводится комендантский час. Потом руководство этой ДНР эти новости опровергло. А что на самом деле? Насколько силен страх у людей? 

— Большинство не приветствует идею введения комендантского часа. Они просто молчат, не хотят вступать в конфликты с этими людьми. Потому что они зачастую агрессивные, непонятные. Если горожанам скажут, что будет комендантский час, то будет комендантский час.

 

— Как настроены ваши знакомые и друзья? Чего они ждут больше — каких-то активных действий армии или, напротив, ее ухода из Донецкой области? 

— Активных действий армии ждут. Просто все боятся, чтобы не было кровавого месива, чтобы гражданские не пострадали. В центре города у захваченных зданий пересечение двух бульваров. Там постоянно было людно. Там все по бульвару гуляют. Чтобы жертв и пострадавших не было, надо будет как-то оцеплять этот район. Мало верится, что эта «зачистка» будет простой... Если все же она будет, то произойдет месиво. Я не знаю, пойдут власти на это или нет. Но есть такие захваченные здания, где все могло бы пройти легче: ну, перекрыл там улицу, короткий проспект, пару кварталов — и «зачищай» себе.

 

Ответ на вопрос о сроках окончания антитеррористической операции на востоке Украины сегодня попытался дать и.о. министра обороны Михаил Коваль. Он сказал: «АТО будет осуществляться до тех пор, пока мы не стабилизируем там обстановку и не ликвидируем всех тех, кто всеми способами разжигает войну на нашей территории».

Тем временем бывший депутат Ленинского райсовета Донецка Дмитрий Верзилов на днях побывал в здании областной администрации, захваченном сепаратистами. «Я думал, что, действительно, как показывают по телевизору, у "ДНР" есть какая-то политическая позиция, есть программа, поэтому я шел. И увидел обычный бандитизм. А люди простые этого не знают», — говорит Верзилов.