«К сожалению, западные страны в 2008 году обратили мало внимания на российско-грузинскую войну, и поэтому возрос имперский аппетит России», - признала в интервью LA заместитель министра иностранных дел Грузии Тамара Беручашвили, которая недавно гостила в Риге. Она рассказала, что Грузия полностью понимает ситуацию на Украине, у которой часть государства, как и у Грузии, оккупирована.
- Каков взгляд Грузии на события на Украине?
- У нас большая история сотрудничества с украинским государством, и мы о
озабочены развитием событий на Украине и начавшимся там кризисом. Все неприятности на Украине разжигает российская агрессия. Мы полностью поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины. Грузия никогда не признает аннексию Крыма. Это произошло в результате референдума, во время которого было военное присутствие России на полуострове. Все это произошло за очень короткое время и при странных обстоятельствах. В контексте украинских событий мы видим много сходств с российско-грузинской войной 2008 года. К сожалению, тогда западные страны обратили мало внимания на конфликт, и поэтому возрос имперский аппетит России. Сейчас последствия этого мы видим на Украине.
- Пожалуйста, расскажите побольше об этих сходствах…
- Территории оккупированы на основании предлога о защите нацменьшинств и российских граждан, о поддержке новых «независимых» государств. Используется благородная причина, но в реальности применяется грубая сила, чтобы оккупировать территории в независимом и суверенном государстве. Эти сходства теперь мы можем наблюдать в Крыму и в восточной Украине. В контексте этих событий необходима сильная реакция международного сообщества, чтобы удержать Россию от дальнейших шагов. Мы за санкции западных стран в отношении России – у них не будет мгновенной действенности, но со временем они докажут свою эффективность. Сейчас брошен вызов международному порядку, и под угрозой все соглашения, гарантирующие безопасность в Европе. Россия занимается преобразованием карты Европы. В 2008 году Россия за события в Грузии не заплатила никакую цену. Тогда на несколько месяцев ЕС прервал стратегическое партнерство с Россией, однако потом снова продолжил сотрудничать, как обычно. Если России не надо было платить, то ей нечего было терять, поэтому теперь она продолжает проверять возможности, как далеко можно идти. В свое время президент России был очень прямолинейным, заявив, что развал СССР это геополитическая катастрофа. Программу ЕС «Восточное партнерство» Россия рассматривает, как угрозу для себя, хотя в действительности стабильные и благополучные соседние страны в интересах России.
- Во время российско-грузинской войны в Тбилиси прибыли высокопоставленные должностные лица Польши, Латвии, Литвы и Эстонии. Тогда многие говорили, что это предотвратило вхождение российских войск в столицу…
- Никто не может со стопроцентной уверенностью говорить, что тогда было на уме у России, однако факт, что лидеры стран ЕС продемонстрировали солидарность в этой ситуации, был очень важен для обеспечения мира. Это был очень ясный сигнал.
- Как грузинское общество выражает поддержку Украине?
- Грузии, 20% территории которой оккупировано и у которой недавно была война, все события на Украине очень понятны. Для выражения солидарности с украинским народом в Грузии прошло несколько демонстраций, организованных общественными организациями и «простыми людьми», чтобы поддержать территориальную целостность Украины и выбор Украины в пользу Европы. На Майдане погибло также два грузина - один был случайным прохожим, а второй присутствовал на протестах, чтобы поддержать европейский выбор Украины. Участие грузин подтверждает, что для всего «Восточного партнерства» Украина очень важна.
- Чувствуют ли себя грузины в безопасности в своем государстве?
- В наши дни больше никто в Европе не чувствует себя в безопасности, потому что брошен вызов международным законам и порядку. Мы должны добиться, чтобы международный порядок был восстановлен, иначе ситуация станет очень пугающей. Международные документы нужно уважать, к тому же, Россия многие из них подписала.
- Как Грузия развивает свои военные способности?
- Со стороны Запада есть потребность в поддержке Грузии и ее обороноспособности для защиты государства. Мы реализуем реформы, связанные с введением стандартов НАТО. В то же время мы принимаем во внимание геополитическую ситуацию и предпринимаем миролюбивые действия, чтобы восстановить свою территориальную целостность. Наши вооруженные силы принимают участие в международной миссии в Афганистане. Несмотря на то, что у нас есть вызовы местного масштаба, парламент принял решение об отправке грузинских солдат в составе военной миссии ЕС в Центральноафриканскую Республику, также ведется дискуссия об отправке солдат для миссии в Мали. Участие в задачах международного масштаба – это наша обязанность, вклад в международную безопасность.
- Как вы в данное время оцениваете российско-грузинские отношения?
- В Южной Осетии и Абхазии возводятся барьеры для возможностей людей свободно перемещаться. Семьи и имущество расколоты – это человеческая драма, спровоцированная российской оккупацией, предлог для которой так называемые независимые государства. При пересечении границ людей арестовывают, и это плохой сигнал для местных жителей. Правительство Грузии решило снизить напряженность и изменить риторику на переговорах с Россией. Шаг за шагом мы продвигаемся к сотрудничеству в экономике, в вопросах культуры, а также контактов между людьми. Нам удалось увеличить экспорт в Россию, и грузинские вина и минеральная вода вернулись на ее рынок. Мы назначили специального представителя по российским вопросам Зураба Абашидзе. На данный момент у него состоялось шесть встреч с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным. Они говорят не о дипломатии и не о «красных линиях», а о прагматизме. Снижая напряженность, мы сможем подготовиться к будущему. В то же время Россия должна продемонстрировать свою волю. Во время последней встречи Карасин сказал, что Россия не будет чинить препятствия договору Грузии об ассоциации с ЕС. Россия сейчас занята украинскими вопросами. Краеугольный камень нашей политики – это интеграция в ЕС, после заключения договора об ассоциации с ЕС это будет также связано с нашей внутренней политикой. 85% общества поддерживает евроатлантическую интеграцию, и в парламенте по этому вопросу принято национальное примирение между всеми партиями. Договор об ассоциации нам важен не только для торговли и партнерства с ЕС, он означает также развитие, европеизацию и модернизацию нашего государства, а также развитие институтов власти и верховенства закона в соответствии со стандартами ЕС. Мы делаем это не ради Брюсселя, а для граждан Грузии. На этом пути мы хотим учесть опыт стран Балтии, у которых было аналогичное прошлое, и от которых мы можем многому научиться, потому что они уже 10 лет жизнеспособные государства-члены ЕС. Договор об ассоциации – это начало новой игры для Грузии. Развивая нашу экономику и содействуя более широкой демократии, мы надеемся продемонстрировать в регионе, что демократия работает. Это будет также сигнал гражданам оккупированных территорий, которые увидят, что лучше жить в Грузии, чем на не признанных на международном уровне территориях под империалистическими приоритетами России. Это наш ясный политический курс в отношении Абхазии и Южной Осетии.
- Каким образом проявляются упомянутые вами человеческие контакты между гражданами Грузии и России?
- Количество российских туристов в Грузии увеличивается. Даже во время войны Грузия не блокировала экономические отношения с Россией. Для ее граждан безвизовый режим в Грузии. Российских туристов у нас много, но это молодое поколение, у которого нет советской ностальгии, и эти люди приезжают к нам как в европейское государство. Их очаровывает гостеприимство Грузии, природа и контакты с грузинами, они не жертвы пропагандистской машины России.
- Актуален ли в Грузии вопрос присутствия российского информационного пространства?
- При помощи спутников в Грузии можно принимать некоторые российские каналы, но мы их не блокируем. Не думаю, что российская пропаганда, исходящая из ее телеканалов, оказывает серьезное влияние на выбор Грузии в пользу Европы.
- Сколько времени может потребоваться на евроинтеграционный путь Грузии?
- Сейчас сложно говорить о календаре потому что ни мы, ни ЕС не готовы. Но происходящий процесс для Грузии очень важен. История показывает, что расширение было наиболее успешной политикой ЕС. В резолюции Европейского парламента за апрель упомянуто, что Молдова, Украина и Грузия принадлежат в европейскому пространству. Исторически и в смысле ценностей грузины – это европейская нация с богатым культурным наследием. Стремление к Европе было частью развития Грузии, но, как известно, в прошлом мы были жестоко лишены этой возможности. Сейчас мы снова на нашем естественном пути и будем развивать нашу государственность на основе европейского порядка.
Перевод: Лариса Дереча.